ИЗ ХРОНИКИ ВЯЗНИКОВСКОГО СТАРООБРЯДЧЕСТВА


История древлеправославной (старообрядческой) церкви для многих из нас – страна неизвестная. Что мы знаем о ней? Почти ничего. Как развивалось старообрядчество на Вязниковской земле, кто стоял у его истоков, было ли оно своим, кондовым или было привнесено скрывающимися от преследования противниками нововведений? Какие выдающиеся личности старообрядческого движения вышли из наших земляков и посвятили свою жизнь защите и развитию древлеправославной веры? Все это скрыто пеленой времени, но представляет большой интерес для истинно русского человека. Попытаемся приоткрыть завесу забвения и хотя бы частично ответить на эти вопросы в надежде на то, что более заинтересованный исследователь сделает это основательно.

 

В окружении леса, на отшибе, в стороне от «большой дороги» на Муром расположилась небольшая деревенька Рытово. Жители, населявшие ее в начале 20-го столетия, были старообрядцами беспоповцами, до 1907года у них была моленная. Первое, что вы увидите, въезжая в деревню-маленькая деревянная церковь, окруженная со всех сторон высокими тополями.

Встреча с ней, знакомство с судьбой некоторых ее священников послужили началом моего исследования истории Вязниковского старообрядчества.

Известно, что в 1902-1904г.г. Рытово неоднократно посещал епископ Арсений Уральский. В свои приезды он подолгу беседовал с жителями, убеждая и вдохновляя их на принятие священства. По его настоянию и была построена на пожертвования купца Михаила Хлыстова деревянная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, которую Арсений освятил в 1907(1908) г.

Начало вязниковского старообрядческого движения можно отнести к 40-м годам 17-го столетия. К этому времени Вязниковская слобода была, крупным религиозным центром. В 1622году в ней была явлена икона Казанской Божией Матери, в начале 40-х годов, для нее построили и освятили особый храм-Казанский. Икона стала чудотворной, проявляя чудеса исцеления. Известно около 300 случаев исцеления. Кроме того, в слободе существовали два монастыря-мужской Благовещенский, основанный по просьбе жителей царем Михаилом Федоровичем, и женский Введенский монастырь, основанный Милославскими. С 1652года мужской монастырь возглавлял игумен Моисей, который был духовным отцом игуменьи Введенского монастыря Марфы. В монастыре проживало 200 насельниц. Марфа была близко знакома с царским духовником Стефаном Внифантьевым, часто бывала в Москве. Была знакома и с протопопом Аввакумом. Зная от Внифантьева о грядущих переменах, Марфа учила своих стариц не ходить в «новую» церковь  и не причащаться в ней. Как показали дальнейшие события, и в мужском монастыре не все приняли нововведения.

После смерти игуменьи Марфы часть стариц покинула монастырь и ушла в заклязьменские леса в район озер Санхор, Кщара, Юхор, где с середины 1650-х годов обретался известный старец Капитон со своими учениками. Капитоновщина конца ХУ11-начала ХУ111веков вошла составной частью в «антиниконовский протест». Многие старообрядцы считали его «первым стоятелем за веру». В 1662-63г.г. жители заклязьменских лесов привлекли к себе интерес Приказа Тайных дел, учинялся розыск, о результатах коего нам ничего не известно.

В 1665-66г.г. производился второй сыск. Поводом стало убийство священника Введенского монастыря Василия Федорова, написавшего донос митрополиту Павлу о том, что на его службы, проводимые по новым книгам, никто из стариц не ходил и не причащался, а когда служил поп Матвей по старым книгам, то они у него причащались. И что игумен Благовещенского монастыря Моисей и покровский поп Меркурий ходили к келейникам за реку и служили по старым книгам.

Несколько позднее в Тайный Приказ поступила челобитная архиепископа Рязанского и Муромского- на вязниковских пустынников-капитонов, в котором упоминались имена старцев Вавилы и Леонида.

Убийц священника В. Федорова так и не нашли. Сыск, начавшийся в декабре 1665года, длился около двух месяцев. Было арестовано 100 человек, сожжено за рекой 30 скитов. Старца Вавилу сожгли в срубе в Вязниках, а старца Леонида и молодого Вавилу сожгли  во Владимире. Игумена Моисея сослали  в Кольский острог, но через год, в 1667г., его выпустили и возвратили в Благовещенский монастырь. После казни Вавилы и Леонида пустынников Владимирской земли возглавила старица Евпраксия.

Решением царя Федора Алексеевича часть вязниковских и ярополческих семей, обвиненных в расколе, переселили в глухой юго-восточный угол Ярополческой волости, скорее всего, безрезультатно. Инок Епифаний, спустя 130 лет, писал, что есть град Вязники, в нем и доныне обретаются именуемые староверами.

Спустя полвека, в 1722 году, в Вязниковской слободе официально проживало 3010 человек, среди них официально насчитывалось 850 раскольников, не говоря уже о тайных. В Вязниках утвердилось беспоповское направление в старообрядчестве. Его придерживались ведущие купеческие роды-Горшковы, Захаровские, Корякоские, Малешины, Наместниковские, Слугины, Кондаковы, Хилковы. О месте и роли вязниковского старообрядческого купечества отдельный разговор. «Записные  раскольники» упоминаются во второй половине 18 века. В связи с развитием вязниковского купечества, выезда его на постоянное место жительства в Санкт-Петербург, Москву и другие города, сведений о старообрядцах становится меньше, но в городе и округе они есть. Самым известным был фабрикант В.Ф. Демидов. Не исчезает старообрядчество и в конце 19-начале 20-го столетия.

Судя по сохранившимся метрическим книгам, в Вязниковском районе существовали по 1927год: Рытовская старообрядческая община: Рытовская, Злобаевская, Мало-Быкасовская, относящиеся к Сергиево-Горскому сельскому совету, Поморская (Больше - Татаровский сельский совет), Троице-Никольская единоверческая церковь в Мстере. 

Большой след в истории старообрядческого движения оставил наш земляк Онисим Васильевич Швецов, впоследствии епископ Уральский и Оренбургский Арсений. Он родился в 1840году в семье старообрядцев нетовцев, крестьян деревни Ильина гора Вязниковского уезда. Десяти лет поступил в 3-х классное училище в селе Красное вблизи Гороховца, окончил его с отличием. Испытывая тягу к иноческой жизни, около года он прожил в землянках старцев отшельников за рекой, исполняя их устав и правила. Поиски истины в старообрядчестве приводят его к архиепископу Антонию в Москве. У него, впоследствии он проработает 16 лет, приобретя большие познания в церковных вопросах, в совершенстве овладеет греческим языком. Уже в 1884году он является кандидатом в епископа на саратовскую епархию. В 1885году он принимает иночество и вскоре рукоположен в священники. Он объездил множество краев. В 1890году, в одну из его поездок он арестован в Черниговской губернии и посажен в тюрьму. Господом ему была уготована участь не только начетника, богослова и книгоиздателя. После смерти епископа уральского Виктора священноинок Арсений был избран на уральско-оренбургскую епархию.

По единодушному согласию всех старообрядческих иерархов и по благословению владыки Савватия епископы Иоасаф Казанский и Кирилл Нижегородский рукоположили отца Арсения в архиерейский сан 21 октября 1897 года в селе Елесино (Нижегородская губ.). В 1898году, после ухода на покой архиепископа Савватия, Арсений был избран местоблюстителем московской архиепископии. Не будет преувеличением сказать, что владыка Арсений был одним из самых влиятельных старообрядческих епископов. В истории старообрядчества был свой «золотой век», длившийся 10-12лет (1905-1917г.г.). В решающей степени его подготовил епископ Арсений. Его огромная, неутомимая, важная для всего старообрядчества деятельность протекала в течение 45 лет. В святительском сане он пробыл 11 лет. Помимо осуществления временного управления церковно-иерархическими делами РПСЦ, он управлял Нижегородской, Саратовской епархиями. Архипастырские заботы о двух епархиях,  о всей Российской Церкви, отнимали у владыки много времени. После Пасхи 1908 года он выехал из Уральска в Саратовскую епархию, а потом отправился по приходам Уральской епархии и проехал более 1000 верст на лошадях. Затем поехал в Москву на Освященный Собор, оттуда в Ржев и Нижний Новгород. Из Нижнего снова отправился в Саратовскую епархию и вернулся домой только в конце лета. Обладая большим опытом издательской деятельности, он участвует в организации и работе уральской старообрядческой типографии. Во время одного посещения типографии он простудился и слег. От болезни он уже не оправился.Умер епископ Арсений на 69-м году жизни, 10 сентября 1908года в городе Уральске. 14 сентября 1908 года епископ Нижегородский Иннокентий (Усов) совершил погребение святителя. Похоронен  владыка был в склепе возле храма.

В октябре месяце 2008года  Освященным Собором Русской Православной Старообрядческой Церкви он был канонизирован в лике угодников Божиих. День все церковного почитания святого 10 сентября по старому стилю. Память о владыке Арсении незабвенна, труды его неоценимы.

В 2008году Рытовская церковь Успения Пресвятой Богородицы отметила свой столетний юбилей. Книга метрических записей рождения и крещения называет имена ее священников: 20.02.1905г.г. - иерей старообрядческий Алексей Осипович Удалкин, упоминается иерей Ефимий Сидоров, священники Илия Алексеевич Удалкин, Никита Петрович Староверов, Иван Пестов. Михаил Шилов, о.Феодор. С 1966года и по май 2005года в церкви служил отец Леонид (Гусев Леонид Капитонович), в иночестве священноинок Ливерий, прослуживший в ней около 40 лет.

С осени 2005г. служил отец Владимир Шибанов.

 

Вязники дважды посетил иерарх РПСЦ митрополит Московский и всея Руси Корнилий- в июле 2011года и июле 2016года. Целью второго визита было обращение к администрации Вязниковского района с просьбой о выделении места в городе под строительство храма для вязниковской старообрядческой общины. К сожалению этот вопрос до сих пор остался не решенным. Таковы некоторые аспекты хроники Вязниковского старообрядчества.

 

 

Юрий Васищев. Вязники 2019 год.

Яндекс.Метрика

Оставляйте свои комментарии и пожелания Автору: