ИЗ ХРОНИКИ ВЯЗНИКОВСКОГО
СТАРООБРЯДЧЕСТВА
История
древлеправославной (старообрядческой) церкви для многих из нас – страна
неизвестная. Что мы знаем о ней? Почти ничего. Как развивалось старообрядчество
на Вязниковской земле, кто стоял у его истоков, было ли оно своим, кондовым или
было привнесено скрывающимися от преследования противниками нововведений? Какие
выдающиеся личности старообрядческого движения вышли из наших земляков и
посвятили свою жизнь защите и развитию древлеправославной веры? Все это скрыто
пеленой времени, но представляет большой интерес для истинно русского человека.
Попытаемся приоткрыть завесу забвения и хотя бы частично ответить на эти
вопросы в надежде на то, что более заинтересованный исследователь сделает это
основательно.
В окружении
леса, на отшибе, в стороне от «большой дороги» на Муром расположилась небольшая
деревенька Рытово. Жители, населявшие ее в начале 20-го столетия, были
старообрядцами беспоповцами, до 1907года у них была моленная. Первое, что вы
увидите, въезжая в деревню-маленькая деревянная церковь, окруженная со всех сторон
высокими тополями.
Встреча
с ней, знакомство с судьбой некоторых ее священников послужили началом моего исследования
истории Вязниковского старообрядчества.
Известно,
что в 1902-1904г.г. Рытово неоднократно посещал епископ Арсений Уральский. В
свои приезды он подолгу беседовал с жителями, убеждая и вдохновляя их на
принятие священства. По его настоянию и была построена на пожертвования купца
Михаила Хлыстова деревянная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы,
которую Арсений освятил в 1907(1908) г.
Начало
вязниковского старообрядческого движения можно отнести к 40-м годам 17-го
столетия. К этому времени Вязниковская слобода была, крупным религиозным центром.
В 1622году в ней была явлена икона Казанской Божией Матери, в начале 40-х
годов, для нее построили и освятили особый храм-Казанский. Икона стала
чудотворной, проявляя чудеса исцеления. Известно около 300 случаев исцеления.
Кроме того, в слободе существовали два монастыря-мужской Благовещенский,
основанный по просьбе жителей царем Михаилом Федоровичем, и женский Введенский
монастырь, основанный Милославскими. С 1652года мужской монастырь возглавлял
игумен Моисей, который был духовным отцом игуменьи Введенского монастыря Марфы.
В монастыре проживало 200 насельниц. Марфа была близко знакома с царским
духовником Стефаном Внифантьевым, часто бывала в Москве. Была знакома и с
протопопом Аввакумом. Зная от Внифантьева о грядущих переменах, Марфа учила
своих стариц не ходить в «новую» церковь
и не причащаться в ней. Как показали дальнейшие события, и в мужском
монастыре не все приняли нововведения.
После
смерти игуменьи Марфы часть стариц покинула монастырь и ушла в заклязьменские
леса в район озер Санхор, Кщара, Юхор, где с середины 1650-х годов обретался
известный старец Капитон со своими учениками. Капитоновщина конца ХУ11-начала
ХУ111веков вошла составной частью в «антиниконовский протест». Многие старообрядцы
считали его «первым стоятелем за веру». В 1662-63г.г. жители заклязьменских
лесов привлекли к себе интерес Приказа Тайных дел, учинялся розыск, о
результатах коего нам ничего не известно.
В
1665-66г.г. производился второй сыск. Поводом стало убийство священника
Введенского монастыря Василия Федорова, написавшего донос митрополиту Павлу о
том, что на его службы, проводимые по новым книгам, никто из стариц не ходил и
не причащался, а когда служил поп Матвей по старым книгам, то они у него
причащались. И что игумен Благовещенского монастыря Моисей и покровский поп
Меркурий ходили к келейникам за реку и служили по старым книгам.
Несколько
позднее в Тайный Приказ поступила челобитная архиепископа Рязанского и
Муромского- на вязниковских пустынников-капитонов, в котором упоминались имена
старцев Вавилы и Леонида.
Убийц
священника В. Федорова так и не нашли. Сыск, начавшийся в декабре 1665года, длился
около двух месяцев. Было арестовано 100 человек, сожжено за рекой 30 скитов.
Старца Вавилу сожгли в срубе в Вязниках, а старца Леонида и молодого Вавилу
сожгли во Владимире. Игумена Моисея
сослали в Кольский острог, но через год,
в 1667г., его выпустили и возвратили в Благовещенский монастырь. После казни
Вавилы и Леонида пустынников Владимирской земли возглавила старица Евпраксия.
Решением
царя Федора Алексеевича часть вязниковских и ярополческих семей, обвиненных в
расколе, переселили в глухой юго-восточный угол Ярополческой волости, скорее всего,
безрезультатно. Инок Епифаний, спустя 130 лет, писал, что есть град Вязники, в
нем и доныне обретаются именуемые староверами.
Спустя
полвека, в 1722 году, в Вязниковской слободе официально проживало 3010 человек,
среди них официально насчитывалось 850 раскольников, не говоря уже о тайных. В
Вязниках утвердилось беспоповское направление в старообрядчестве. Его
придерживались ведущие купеческие роды-Горшковы, Захаровские, Корякоские,
Малешины, Наместниковские, Слугины, Кондаковы, Хилковы. О месте и роли
вязниковского старообрядческого купечества отдельный разговор. «Записные раскольники» упоминаются во второй половине
18 века. В связи с развитием вязниковского купечества, выезда его на постоянное
место жительства в Санкт-Петербург, Москву и другие города, сведений о
старообрядцах становится меньше, но в городе и округе они есть. Самым известным
был фабрикант В.Ф. Демидов. Не исчезает старообрядчество и в конце 19-начале
20-го столетия.
Судя по сохранившимся метрическим книгам, в Вязниковском районе существовали по 1927год: Рытовская старообрядческая община: Рытовская, Злобаевская, Мало-Быкасовская, относящиеся к Сергиево-Горскому сельскому совету, Поморская (Больше - Татаровский сельский совет), Троице-Никольская единоверческая церковь в Мстере.
Большой след в
истории старообрядческого движения оставил наш земляк Онисим Васильевич Швецов,
впоследствии епископ Уральский и Оренбургский Арсений. Он родился в 1840году в
семье старообрядцев нетовцев, крестьян деревни Ильина гора Вязниковского уезда.
Десяти лет поступил в 3-х классное училище в селе Красное вблизи Гороховца,
окончил его с отличием. Испытывая тягу к иноческой жизни, около года он прожил
в землянках старцев отшельников за рекой, исполняя их устав и правила. Поиски
истины в старообрядчестве приводят его к архиепископу Антонию в Москве. У него,
впоследствии он проработает 16 лет, приобретя большие познания в церковных
вопросах, в совершенстве овладеет греческим языком. Уже в 1884году он является
кандидатом в епископа на саратовскую епархию. В 1885году он принимает иночество
и вскоре рукоположен в священники. Он объездил множество краев. В 1890году, в
одну из его поездок он арестован в Черниговской губернии и посажен в тюрьму.
Господом ему была уготована участь не только начетника, богослова и
книгоиздателя. После смерти епископа уральского Виктора священноинок Арсений
был избран на уральско-оренбургскую епархию.
По единодушному
согласию всех старообрядческих иерархов и по благословению владыки Савватия
епископы Иоасаф Казанский и Кирилл Нижегородский рукоположили отца Арсения в
архиерейский сан 21 октября 1897 года в селе Елесино (Нижегородская губ.). В
1898году, после ухода на покой архиепископа Савватия, Арсений был избран
местоблюстителем московской архиепископии. Не будет преувеличением сказать, что
владыка Арсений был одним из самых влиятельных старообрядческих епископов. В
истории старообрядчества был свой «золотой век», длившийся 10-12лет
(1905-1917г.г.). В решающей степени его подготовил епископ Арсений. Его
огромная, неутомимая, важная для всего старообрядчества деятельность протекала
в течение 45 лет. В святительском сане он пробыл 11 лет. Помимо осуществления временного
управления церковно-иерархическими делами РПСЦ, он управлял Нижегородской,
Саратовской епархиями. Архипастырские заботы о двух епархиях, о всей Российской Церкви, отнимали у владыки
много времени. После Пасхи 1908 года он выехал из Уральска в Саратовскую
епархию, а потом отправился по приходам Уральской епархии и проехал более 1000
верст на лошадях. Затем поехал в Москву на Освященный Собор, оттуда в Ржев и
Нижний Новгород. Из Нижнего снова отправился в Саратовскую епархию и вернулся
домой только в конце лета. Обладая большим опытом издательской деятельности, он
участвует в организации и работе уральской старообрядческой типографии. Во
время одного посещения типографии он простудился и слег. От болезни он уже не
оправился.Умер епископ Арсений на 69-м году жизни, 10 сентября 1908года в
городе Уральске. 14 сентября 1908 года епископ Нижегородский Иннокентий (Усов)
совершил погребение святителя. Похоронен
владыка был в склепе возле храма.
В
октябре месяце 2008года Освященным
Собором Русской Православной Старообрядческой Церкви он был канонизирован в
лике угодников Божиих. День все церковного почитания святого 10 сентября по
старому стилю. Память о владыке Арсении незабвенна, труды его неоценимы.
В
2008году Рытовская церковь Успения Пресвятой Богородицы отметила свой столетний
юбилей. Книга метрических записей рождения и крещения называет имена ее священников:
20.02.1905г.г. - иерей старообрядческий Алексей Осипович Удалкин, упоминается
иерей Ефимий Сидоров, священники Илия Алексеевич Удалкин,
Никита Петрович Староверов, Иван Пестов. Михаил Шилов, о.Феодор. С 1966года и
по май 2005года в церкви служил отец Леонид (Гусев Леонид Капитонович), в
иночестве священноинок Ливерий, прослуживший в ней около 40 лет.
С осени 2005г. служил
отец Владимир Шибанов.
Вязники дважды
посетил иерарх РПСЦ митрополит Московский и всея Руси Корнилий- в июле 2011года
и июле 2016года. Целью второго визита было обращение к администрации
Вязниковского района с просьбой о выделении места в городе под строительство
храма для вязниковской старообрядческой общины. К сожалению этот вопрос до сих
пор остался не решенным. Таковы некоторые аспекты хроники Вязниковского старообрядчества.
Юрий Васищев.
Вязники 2019 год.