Встреча с прошлым
20 мая 1912 г. в Варшаве был торжественно освящён собор во имя благоверного великого князя Александра Невского. Основные работы по строительству храма и колокольни были завершены за пять лет (к 1900 году), а украшение храма заняло целых двенадцать лет….
У любопытного читателя возникнет вопрос: « Какая связь между Варшавой, Александро-Невским собором и Вязниками»? След этой связи обнаруживается еще в одном городе уже в Белоруссии –в небольшом районном городке с 4 тысячами населения Каменце. Славится он своим Симеоновским храмом.
Виновником этой связи является наш знаменитый земляк, оставивший о себе память на века. Это Николай Николаевич Харламов
Имя Харламова дорого нам потому, что с конца XIX века он жил и работал в нашем крае. В течение десяти лет возглавлял в Холуе иконописную школу. Под его руководством артелью учащихся создавались иконы, расписывались храмы, иконостасы по всей России и за ее пределами. На рубеже XIX-XX столетий Н.Н. Харламов стал художником первой величины в области монументального религиозного искусства. За заслуги на этом поприще в 1910 году ему было присвоено звание Академика живописи.
Николай Харламов родился в 1863 году в семье священника в селе Веретьево Ковровского уезда. Он закончил Владимирское духовное училище, затем семинарию. В 1883 году поступил учиться в Императорскую Академию художеств на портретном и историко-жанровом отделениях под руководством В. Верещагина, В.И. Якоби, П.П. Чистякова и после пяти лет учебы он получает аттестат о завершении учебного курса академии. В 1889 году он удостоен Малой Золотой медали за программу «Ангел выводит Апостола Петра из темницы», которая дает право на получение звания классного художника второй степени с правом на чин двенадцатого класса. После окончания академии Н.Н Харламов отправляется во Владимир отбывать воинскую службу. Он знакомится с И.Е. Репиным, с искусствоведом, археологом, основателем музея древнего искусства, автором книги «Фрески Ферапонтова монастыря» В.Т Георгиевским, родственником Константина Твердислова, священника вязниковского Казанского собора. Общаясь с этими художниками и восхищаясь их работами, он решает заняться религиозной живописью.
С 1892 года в течение десяти лет Николай Николаевич – директор Холуйской школы иконописания.
В 1900 году он был привлечен к созданию мозаик для собора Святого Александра Невского в Варшаве. Лучшие художники России В.М. Васнецов, А.П. Рябушкин принимали участие в оформлении собора. Николай Харламов выполнил следующие работы: «Христос Пантократор» в главном куполе храма, « Богоматерь», « Иоанн Предтеча», « Эммануил», « Ангел Великого Совета и херувимы» в малых куполах, « Евангелисты на парусах», « Спаситель», « Богоматерь с младенцем», « Нерукотворный образ» и сюжет « Уготование престола», « Тайная вечеря», над аркой главного алтаря, « Благовещение» на алтарных пилонах, образ архангела Михаила , « Процветший крест». Ему принадлежали так же 44 фигуры апостолов на фризе. За эту работу он удостоился ордена Святого равноапостольного князя Владимира 4-й степени. По его эскизам выполнены мозаичные интерьеры собора святого Александра Невского в Варшаве. Вместе с Н.Н. Харламовым в оформлении собора принимал участие другой наш земляк, Самарский Илья Иванович, уроженец села Холуй, учился в Палехской школе у художника Н. Харламова. В период учебы жил у него на квартире. По окончании школы в числе трех лучших учеников вместе с Харламовым выехал в Варшаву, где в течение трех лет расписывал храм Александра Невского. По возвращении из Варшавы жил в деревне Шварей Вязниковского района. Арестован ОГПУ в 1936году. Осужден на 8 лет ИТЛ. Погиб в лагере.
В Польше Н. Харламов встретил свою спутницу жизни - Марию Дмитриевну, которая была дочерью польского генерала на русской службе. В 1937 году жена Н. Харламова была обвинена в шпионаже и расстреляна. Реабилитирована в 1989г.
После революции Н.Н. Харламов работал в основном как портретист, жил в с. Тименки Вязниковского уезда, возле Палеха.
В 1919году он возглавил подотдел уездного отдела народного образования в Вязниках. При участии Н.Н. Харламова, ставшего первым директором музея, была сохранена коллекция живописи и икон вязниковских купцов и фабрикантов.
Во время изъятия церковных ценностей из Вязниковского Казанского собора
Харламов, как представитель Музейного отдела, разошелся во взглядах с членами комиссии по изъятию церковных ценностей, собиравшимися снять ризу с иконы Казанской Божией Матери, и написал взволнованное заключение в защиту декоративного убранства иконы: "Разрушение этого национально-художественного исторического целостного памятника искусства и старины является совершенно немыслимым и недопустимым"
В 1923 году Н. Харламов оставляет свою деятельность в Вязниках и остаток жизни посвящает только творческой работе.
Скончался Николай Николаевич 4 декабря 1935 года в селе Тименки, и был похоронен на сельском кладбище. Усилиями палехских и холуйских художников на его могиле установлен крест.
На сегодняшний день от его большого творческого наследия сохранилась лишь малая часть.
Остатки мозаик храма Александра Невского в настоящее время находятся в православном храме в честь Пресвятой Богородицы в городе Барановичи.
Имеются работы Николая Николаевича еще в одном месте.
На высоком Симеоновском холме города Каменец находится храм в честь Симеона-Столпника. При приходе большевиков Свято-Симеоновская церковь, к счастью, не была разрушена. Уцелел храм и во время Второй мировой войны
Особо интересен иконостас Каменецкого храма. Выполнен он из тёмного морёного дуба в начале XX века в Варшаве и привезен из Свято-Александро-Невского собора, находившегося на Саксонской площади столицы Польши, взорванного в 1926 году. Создан он был по эскизам Академика Петербургской Академии Наук Л. Бенуа с иконами работы академика Н. Харламова. Небольшое отступление, дающее представление о пути иконостаса в Каменецкую церковь. Жители деревни Пруска — Феодосия Филипповна и Митрофан Александрович Тройчуки решили в дар Свято-Симеоновской церкви приобрести у поляков этот иконостас. Железнодорожным путём иконостаса был из Варшавы доставлен до станции Жабинка, а оттуда на подводах в Каменец. Сейчас он украшает внутреннее убранство храма своим неповторимым видом.
Николай Николаевич Харламов один из художников высочайшего класса, с творчеством которого мы можем ознакомиться спустя годы забвения.
Ю. Васищев
Вязники-Каменец август 2015г.