В Вязниках разгорелась дискуссия вокруг книги «Вязники, древний Ярополч, родовая вотчина бояр Кошкиных, дедина Российского Императорского дома», автором которой является Владимир Александрович Кошкин-Вязниковцев. Здесь я привожу разные точки зрения по вопросу, чьей же вотчиной были Вязники во времена наших пращуров. С самой книгой можно ознакомиться, например, вот здесь:

В.А. Кошкин-Вязниковцев

Интервью с автором:

Откуда на самом деле пошел царский род Романовых, что общего между ракетостроением, слесарным делом и историей, а также, что необходимо для победы в любом деле клубу издателей Неформат рассказал Владимир Кошкин-Вязниковцев, историк, автор книги «Вязники, древний Ярополч, родовая вотчина бояр Кошкиных, дедина Российского Императорского дома».

Владимир Александрович, вы — кадровый военный в области ракетостроения, кандидат технических наук. Другими словами, человек, напрямую не связанный с гуманитарными академическими кругами. Откуда такой интерес к истории, еще и в такой специальной области как история царской семьи?

Круг моих интересов, или как сейчас говорят хобби, весьма обширен. Военное дело это лишь образ жизни, на самом деле среди военнослужащих много специалистов в разных отраслях науки и техники. Тем более, что служил я в НИИ. Конечно, это элита вооруженных сил, её мозг.
Лично я работаю не только мозгами, владею слесарным делом, работаю на токарных и фрезерных станках, неплохой электронщик, это и хобби и основная специальность — инженер по электронной технике. Я по прежнему продолжаю трудиться на благо Российского космоса.
Заняться историей меня побудили воспоминания моих бабушек. То, что эта история связана с Императорским домом, с их предками, это конечно не моё решение, я лишь добросовестно проверил воспоминания бабушек. Наверно многие представители потомков дворянских родов начинали именно с этого. Наши бабушки порой знают такие интересные вещи, которые профессиональным историкам просто недоступны.
Как давно вы интересуетесь историей дома Романовых?
На этот вопрос нет столь однозначного ответа. Но вполне определенно можно назвать 1988 год. Именно в этом году моя бабушка, Анна Васильевна, завещала мне «сохранить фамилию и сказать, что мы живы». Рассказала древнюю историю, переходящую из уст в уста в нашем роду. К великому сожалению я не историк, всё это воспринял как фантазии. Лишь четыре года спустя, по служебному заданию попал в Кострому. Там и увидел родословец Романовых. Наверно, с этого момента можно отсчитывать дату изучения истории прародителей Императорского дома.
Я хочу быть весьма корректен к Российскому Императорскому дому, не хочу оказаться очередным самозванцем, но результаты моих исследований представляют значительный интерес для Российской истории и скрывать их просто преступление.

Вы уверены, что Ваше свежее исследование: “Вязники, древний Ярополч, родовая вотчина бояр Кошкиных, дедина Российского Императорского дома”, изданное недавно, актуально и имеет научную новизну. Не могли бы вы тезисно набросать основные результаты исследований?
Конечно уверен. До меня эти исследования проводили очень именитые учёные: действительный статский советник, академик Г.Ф. фон-Миллер; действительный камергер Двора Его Величества Российского Императора, барон Б.Б. Кампенгаузен; член государственного совета, статс-секретарь, сенатор Н.Н. Селифонтов; профессор Московского университета (ныне МГУ) И.М. Снегирёв и многие другие историки. В результате их исследований, были названы несколько населенных пунктов, это села: Клин, Домнино, Измайлово.
Село Клин трудно отнести к родовой вотчине столь именитого рода ввиду его малости и отсутствия внимания к нему, село Домнино следует считать вотчиной Шестовых, то есть владели им родители матери Михаила Фёдоровича, село Измайлово наиболее похоже на родовое гнездо Царского и Императорского дома. Но все же, оно стало вотчиной только при Царе Иване Грозном, то есть значительно позже, чем предки Романовых поселились на Руси.
Проведённые мною исследования дали абсолютно новый результат, научную новизну. При этом к основному результату добавилось ещё несколько результатов.
Тезисно это:
Казанский образ Богородицы — Духовный символ династии Романовых, символ побед Русского войска, покровитель государства Российского;
Боярин Федор Андреевич Кошка вёл дела ордынские. Таким постоянным и неоднократным делом была уплата дани Казанскому хану;
Своими заслугами боярин Федор Андреевич Кошка в буквальном смысле слова «вытащил своих потомков к Великокняжескому двору Московскому»;
Основателем Вязниковской слободы является боярин Федор Андреевич Кошка, а город Вязники с одноименным районом являются родовой вотчиной — дединой, родовым гнездом для всех его потомков;
Дата рождения Вязниковской слободы 21 апреля 1408 года.
Актуальность этих исследований не вызывает сомнений. Любое новое открытие о жизни этого именитого рода представляет особый интерес для истории государства Российского, а в этом году отмечается 400-летие Российского Императорского дома.
Какое самое яркое открытие вы сделали в области истории Российского Императорского дома?
Среди этих открытий трудно выявить самое яркое. Наверно, каждый специалист-историк найдёт свой ответ на этот вопрос.
Для меня лично основной результат вынесен в заглавие книги «Вязники, древний Ярополч, родовая вотчина бояр Кошкиных, дедина Российского Императорского дома», он носит комплексный характер. Второй результат, тоже личный, воспоминания моих бабушек получили аргументированное подтверждение.
Есть ли у вас какие-то редкие документы и факты, подтверждающие неоспоримость результатов ваших исследований?
Почти все документы, приведённые в монографии малоизвестны. И это ещё громко сказано, о них знают 20-30 человек, что в маштабе России можно оценить, как совершенно неизвестные. Кроме того, мне удалось установить взаимосвязь документов и фактов в единую стройную систему.
К редчайшим документам нужно отнести грамоты наших Государей, которых нет ни в одном сборнике «Государевых грамот и договоров». Всего мною найдено 36 грамот. Из них 24 с полным или частично утраченным содержанием, приведены в монографии. Это грамоты
Михаила Фёдоровича – 1; Алексея Михайловича – 12; Фёдора Алексеевича – 4; Петра Алексеевича – 6; Елизаветы Петровны – 1.
Историк- это не только мыслитель и писатель, но также и ученый. Видите ли вы себя в роли историка-профессионала?
Наверно нет. Историк-профессионал, это учёный с соответствующим образованием. У меня его нет. Правда, известны случаи, когда за особые заслуги признавались историками-профессионалами люди совсем других специальностей. В моей книге использованы труды трёх таких историков. Это Добронравов В.Г. — священник, Веселовский К.А. – священник, Голышев И.А. – владелец литографии. Так что, в этом вопросе много зависит от оценки вклада конкретного человека в исследование отечественной истории.

Где находится Вязниковская слобода, о которой вы столь подробно пишете в книге?
Город Вязники легко найти на любой географической карте России. Находится он во Владимирской области, почти на границе с Нижегородской областью, т.е. посередине между Владимиром и Нижним Новгородом на р. Клязьма. Сейчас трудно представить, что он был пограничным. Однако Русь не всегда была столь велика. В XII-XV веках здесь проходила граница с Казанским ханством, а Нижний Новгород, хоть и входил в русские земли, фактически был анклавом.
Вы видите в Казанском образе Богородицы символ побед Русского войска над Золотой Ордой. Почему это так важно в истории дома Романовых?
Конечно да. Казанский образ Пресвятой Богородицы особо чтимый на Руси. С этим образом наши предки проливали кровь за Русь-Матушку в ратном деле освобождения отечества от захватчиков. Казанский образ Богородицы несомненно является символом покорения Казани. Я, как профессиональный военный убеждён, что кроме качественного вооружения, для победы необходим соответствующий духовный настрой войска, его уверенность в правоте своего дела, уверенность в победе. Именно это давал образ Пресвятой Богородицы.
Для династии Романовых он стал семейным и связано это с тем, что многие десятилетия предки Царского дома вели ордынские дела, таким постоянным и неоднократным делом была уплата дани. Кроме уплаты дани, многие представители этого рода участвовали в военных походах на Казань и отражении набегов татар на протяжении нескольких веков. Да и владения предков Романовых находились на самой границе с Золотой Ордой. Так что охрана границы входила в их повседневные обязанности. Именно поэтому Казанский образ Богородицы, образ освободительницы от ордынского гнёта, стал Духовным символом династии Романовых.
Выпущено в продажу уже второе издание «Вязников». Скажите, можно ли где-то достать первое и есть ли у вас какие либо другие публикации в сфере исторических наук?
Первое издание книги можно найти в Российской государственной библиотеке (Ленинка) и Государственной публичной исторической библиотеке России (Историчка), в библиотеке Московского Кремля, Владимирской областной научной библиотеке, Вязниковской городской библиотеке, это мне известно точно, есть книга и в других библиотеках, по крайней мере, на сайтах в инете она числится. Второе издание книги существенно дополнено приложениями, в которых приведено полное содержание грамот наших Государей, найденных автором и несколько интереснейших исторических документов. Эти грамоты также позволили исправить некоторые неточности, допущенные в первом издании.
В области истории эта моя первая публикация, проба пера. Хотя общий список моих трудов перевалил за сотню.

Оригинал публикации club-neformat.com

А вот точка зрения Юрия Александровича Васищева:

Вязниковская вотчина Романовых:

Истина или вымысел?

История Вязниковского края, Ярополча Залесского для многочисленных исследователей представляет огромный интерес. Между тем, подлинных свидетельств о событиях тех времен сохранилось весьма мало, а потому   многие вопросы, связанные с историей края периода 13-17 столетий, остаются открытыми. Но и известные исторические источники не позволяют сделать окончательных и неоспоримых выводов из-за своей скудости. Есть еще много белых пятен, ждущих открытий.

Нам известны исторические исследования о Вязниках: К.А. Веселовского («Город Вязники» В., 1871), местных краеведов Л. И. Аносова, Д.А. Обидина, В.Н. Маштафарова, краеведческие труды А.В. Лебедева «История Вязниковского края с древнейших времен до конца ХХ века», последняя его работа «Смутное время и Вязниковский край», написанная совместно с кандидатом исторических наук А.В. Морохиным. Особое место в этом вопросе занимают исследования А.Д Тельчарова. Все его три книги: «Вязники историко - краеведческий очерк» 1986г, «Вязники». М., 1995, «Вязниковская слобода». М., 199г. написаны на документальном материале. И как отмечал в своем отзыве Л.И. Аносов, «труд А.Д. Тельчарова уникален, он устраняет недостатки предыдущих работ, трактует историю Вязников с новых научных позиций. Главная ценность работ А.Д.Тельчарова -документальность, научность и всеохватность в рамках избранного времени». Александр Дмитриевич открывает простор к дальнейшему изучению затронутых им вопросов, тем самым предлагая продолжить изучение истории города. «История продолжается», говорит он,- «нужно лишь смелее вторгаться в архивные источники, активно раскрывать прошлое Вязников как частицу прошлого истории. Расширить, углубить, продолжить ее до наших дней - долг новых поколений вязниковских краеведов». И далее заключает: - «дальнейшее изучение, написание истории Вязников должно осуществляться творческим коллективом. Время одиночек прошло».

Нельзя сказать, что трудами А.Д. Тельчарова завершилось изучение истории Вязников. Недавно вышла в свет книга вязниковского краеведа Л. И. Аносова «Ярополч Залесский и Вязниковский край». Есть и другие труды, связанные с этой темой. Так на краеведческом небосводе появилась новая работа «Вязники, древний Ярополч, родовая вотчина бояр Кошкиных, дедина Российского императорского дома» М.: Эдитус, 2012. Автор В.А. Кошкин-Вязниковцев. В книге 120 страниц, тираж - триста экземпляров.

Как говорит сам автор, цель книги - описание истории коренного рода и предков Российского императорского дома, малой родины-родового гнезда этого именитого рода.

В книгу входят следующие разделы:

- Происхождение рода Кошкиных.

- О родовой вотчине.

-  Боярин Федор Андреевич Кошка.

- Казанский образ Пресвятой богородицы - духовный символ династии Романовых.

- Царская Дворцовая Ярополческая волость - государевы владения во Владимирской губернии.

- Город Вязники - родовая вотчина бояр Кошкиных.

Не стану говорить о книге в целом. Остановлюсь на некоторых моментах. В своей книге В.А.Кошкин - Вязниковцев ставит всю известную нам историю Ярополча Залесского и слободы Вязники с ног на голову. Основной его прием: перечисление некоторых фактов, затем следует – «из чего можно предположить», и вывод- «а значит, так и было».

Главным действующим лицом автор делает боярина Федора Кошку, основателя рода Кошкиных, от которых впоследствии произошел род Романовых. Он характеризует его как друга, соратника Великих князей Дмитрия Донского и Василия 1.По его выводам боярин князь Ф.А.Кошка  --  это дипломат, политик, первый известный министр иностранных дел и министр финансов. И именно в Вязниках в 14-15 веках он вершил свои исторические дела и здесь трагически погиб 21 апреля 1408года.

 Используя легенду об увязшем князе Кие, что послужило якобы поводом дать слободе имя Вязники, автор отождествляет боярина Ф.И. Кошку с князем.  И делает сногсшибательный вывод, заявляя, что эту дату можно считать датой рождения Вязниковской слободы.

Затем, ссылаясь на особое внимание первых царей Романовых к Благовещенскому монастырю, утверждает, что именно на месте монастыря и были захоронены боярин князь Федор Кошка и его супруга Василиса.

 И далее: - «Вязниковский Благовещенский монастырь - самая главная Православная святыня в Вязниках». (Монастырь основан спустя 233года после «мнимой смерти князя Кошки».  Где же все это время обретались его останки?)

Возникает вопрос, а хорошо ли изучил автор историю рода Романовых? Из работ именитых российских ученых -  историков, скрупулёзно изучивших историю этого рода и издавших фундаментальные труды, известно, что «Род бояр Романовых, из которых произошел новый русский царь, не был княжеским». При этом надо отметить, что «боярский чин никогда не был буквально наследственным, хотя и присваивался только наиболее знатным людям государства. Боярский чин обязательно выслуживался личными подвигами и заслугами перед Государем, хотя немалое значение имели и родственные связи по женским линиям».

Родовой усыпальницей Романовых считается Новоспасский монастырь.

В подвальной части Спасо-Преображенского собора находится ряд могил, среди которых -  погребения бояр Захарьиных-Романовых. В подклете собора похоронены бояре Захарьины-Кошкины, предки царского дома Романовых. Вряд ли такого знаменитого деятеля и его супругу, в том числе и его детей Михаила и Никифора. могли похоронить в Вязниках на «убогой земле», предназначенной для погребения скоропостижно умерших, к которым относились пьяньчужки, бродяжки и др.

В Благовещенском монастыре существовал синодик, в который внесены строители, игумены, род царевны Ирины Михайловны, род князя Ф.И. Ромодановского и другие важные лица, но имени Федора Кошки мы там не найдем.

  В Вязниках же всегда считали главной святыней города чудотворную Казанскую икону Божией Матери.

Используя легенду о князе Кие, автор путается. В одном месте тот «увяз в болотистой местности, ныне составляющей самый центр города». В другом месте Кий отправляется со своим слугой на охоту за реку Клязьму.

Трудно себе представить выезд князя на охоту с одним слугой. А где конюхи, псари, прислуга? Ведь, не на час же он выезжал на охоту. Притомившись, надо было отдохнуть и перекусить. И уж совсем невозможно себе представить, чтобы окружающие тонущего князя, люди могли кричать ему - «Вязни!».

Сразу на ум приходят слова песни В. Высоцкого о князе Олеге, когда волхвы, преследуя благую цель,-предотвратить его гибель, получили в благодарность: - «И долго дружина топтала волхвов своими гнедыми конями». А тут- «Вязни», князь!

На обложке книги автор поместил герб рода Кошкиных. И вновь автор показывает незнание истории или просто лукавит. Дело в том, что своего родового герба у царей рода Романовых не было.

Всего династия Романовых дала стране 5 царей: Михаил Фёдорович, его сын Алексей Михайлович и три его сына — Фёдор Алексеевич, Иван V и Пётр I

С момента прихода к власти (1613 год) династия Романовых пользовалась государственным гербом, т.е. двуглавым орлом, как личным.

Приведенный на обложке герб — это герб Яковлевых, из потомства Андрея Ивановича Кобылы, одного корня с Романовыми.

      Герб потомков  Камбилы(Кобылы) – корона над двумя крестами на красном поле четко просматривается на всех гербах .

На существующем Вязниковском  гербе ничего подобного нет.

 Во второй половине XIX века императорская семья пожелала обзавестись собственным родовым гербом. Б.В. Кёне, взяв за основу романовское предание и рисунок на прапоре боярина Н. И. Романова, создаёт герб, который получил Высочайшее утверждение 8 декабря 1856 г. в царствование императора Александра II.

Надо отметить, что на родовом гербе Романовых нет ни одного русского символа.

Но главным моментом книги является предположение автора, что Ярополч и Вязники являются родовой вотчиной бояр Кошкиных - дединой Российского императорского дома.

Сначала автор приходит к выводу, что родовая вотчина - дедина Царского императорского дома до сих пор неизвестна. Но, поскольку основателем рода общепризнано считают боярина Федора Андреевича Кошку, то и искать следует именно его вотчину. При этом оговаривается, что, если такие документы утрачены, то найти вотчину можно только по косвенным признакам, к которым автор относит образ жизни и профессиональную деятельность боярина, сохранившиеся документы о владениях его потомков, личное отношение потомков к тому или иному населенному пункту, а также характерные названия населенных пунктов по прозвищу или имени. Из всего этого делается главный вывод, что искать вотчину боярина Ф.А. Кошки следует в великом княжестве Владимирском.

Основываясь на этом, учитывая, что более десяти населенных пунктов, именуемых Кошкино, Кобылино могло принадлежать этому роду, автор приходит к выводу, что вотчиной боярина Ф. Кошки была именно Ярополческая волость с центром в Вязниках, а поскольку боярин - основатель рода Кошкиных, то его вотчина и является родовой вотчиной-дединой, родовым гнездом всех его потомков. Вот так ни много, ни мало.

А вот что говорит историк Компенгаузен о родовых имениях рода Романовых до введения дома Романовых на Всероссийский престол.

«Род Романовых обладал многими имениями и землями, которыми были в разное время жалуемы Российскими Государями предки сего рода, большею частью за их выдающиеся заслуги; но имения и земли эти были от членов рода Романовых отобраны в начале 17-го века, когда царь Борис Годунов начал свои против них преследования. Впоследствии, когда Годунов, по поводу женитьбы своего племянника на Ирине Никитичне Романовой, несколько примирился с Романовыми, тогда он возвратил им часть отписанных имений и в том числе, как родовую вотчину, село Клин, в каковой вотчине и были водворены те члены рода Романовых, которых царь Борис не успел еще извести смертью.

Село Клин находится во Владимирской губернии, в Юрьев Польском уезде. Было и другое имение недалеко от г. Костромы, возвращенное семье Романовых по возвращении их из ссылки. И имение, и вотчина тем более примечательная, что в ней жил будущий Царь Михаил Федорович Романов.

Московский двор Романовых находился в Китай-городе, на том самом месте, где впоследствии был сооружен Знаменский монастырь».

Компенгаузен ясно говорит, что родовая вотчина рода Романовых - село Клин, а под Костромой имение.

Термин «вотчина» означает все, доставшееся от отца сыну и может поглощать собой понятия "дедина"и "прадедина". Ударение -  де́дина (ж.р). Другое трактование - наследственное имение, владение, находившееся в собственности какого-либо рода (в феодальную эпоху на Руси).

Теперь о Вязниковской слободе и Ярополческой волости.

«В 1609 году царь Василий Шуйский пожаловал боярину Ф.И. Мстиславскому «за Московское осадное сидение в Володимерском уезде в Ярополческой волости Вязниковскую слободку да село Минино».

(Тельчаров А.Д. «Вязниковская слобода» М.,1999.)

И далее он же «Михаил Федорович пожаловал ему «по царя Василия сведаче, за царя Василия московское осадное сидение, из своих государевых из дворцовых сел в Ярополческой волости Вязниковскую слободку непашенную на речке Волшне, да село Минино…».

 Ярополческую вотчину наследовала его вдова Домникея Михайловна.

Кстати, Ф.И Мстиславский был захоронен на кладбище московского Симонова монастыря.

«После смерти последней из рода Мстиславских - Ирины Ивановны -Вязниковская слобода и другие владения в Ярополческой волости вернулись в Приказ Большого дворца, к его Сытному двору».

Такого же мнения, что Вязниковская слобода была вотчиной Мстиславского, придерживались и Лев Иванович Аносов, и Лебедев А.В.

Да и сам царь Алексей Михайлович в грамоте от 1649 года и указе 1652 года пишет следующее: - «От царя и Великого князя Алексея Михайловича Всея Руси в Владимирском уезде в нашу дворцовую вязниковскую слободу сытного дворца стряпчему Федору Капустину…»

Вывод более чем однозначен - Вязниковская слобода и Ярополческая волость никогда не были вотчиной Романовых.

В книге очень много спорных мест, связанных с незнанием того или иного материала. Остановлюсь только на одном.

На странице 78 автор помещает фотографию храма в селе Зименки, сопровождая ее надписью- «храм в честь иконы Божией Матери «Сподручница грешных». Для непосвященного вроде все нормально. Для верующего - оскорбление. Дело в том, что правильное название иконы «Споручница грешных»

«Название иконы Божией Матери Споручницею служит выражением той многоразличной благодатной любви Ее к грешному роду человеческому, какую она проявляла во все времена». Об этой любви говорит и надпись на иконе Божией Матери: «Аз Споручница грешных к Моему Сыну».

Еще проще –Богородица поручается перед своим сыном за грешных.

Слово же «сподручник» или «подручник» означает помощник.

 Читая книгу, приходишь к мысли, что автор стремится причислить себя, в силу своей фамилии, к роду бояр Кошкиных, а поскольку, согласно его выводам, у тех родовая вотчина была в Вязниках, то к своей фамилии он добавляет Вязниковцев.

 Фамилия Вязниковцевы весьма распространена, особенно в Муроме и одноименном районе, а также на Урале, на территории так называемого Уральского войска.

Интересна родословная Ивана Вязниковцева из Гороховца, прослеженная его потомками начиная, с 1640 года и по настоящее время. Но, насколько я понял, они на признание Вязников своей родовой вотчиной не претендуют.

На мой взгляд книга Кошкина – Вязниковцева В.А. представляет собой не что иное, как компиляционное-сочинение на основе чужих исследований без анализа первоисточников. Используется прием -  перечисление некоторых фактов. Затем следует – «из чего можно предположить» и вывод- «а значит, так оно и было». Автор приходит к результату, что Вязники, древний Ярополч были родовой вотчиной бояр Кошкиных, дединой Российского Императорского дома, тем самым закрепляя право бояр Кошкиных на данную территорию. В книге имеется ряд несуразностей и нестыковок.

Н.М Карамзин говорил, что выводы надо подкреплять неопровержимыми доказательствами, иначе в умах, склонных к историческому вольнодумству, появляются вот такие фантазии и домыслы.

Но есть у книги и положительный момент. Она заставляет неравнодушного, любящего историю своей малой Родины вязниковца искать истину.

Потому что истина где-то рядом.

Ю. Васищев,
Вязники, ноябрь 2014г.

 

Статья известного краеведа Л.И. Аносова на ту же тему.
 

Вязники - вотчина Федора Мстиславского

Статья Л.И. Аносова. Вязниковская газета "Маяк", №142 от 3 сентября 1986 года. Оцифровка, сверка и подготовка текста - В.Р. Цыплев. Июнь 2012 года.

ИСТОРИЯ: ПОИСКИ И НАХОДКИЗа последнее время появилось несколько сборников древних актов и монографий, которые заставляют пересмотреть феодальную историю Вязников, в частности, XVII века, изложенную в известных публикациях местных краеведов. Надо признать, что они трактуют историю феодальных Вязников несколько упрощенно, сводя ее к возникновению на грани XV века некоей Вязниковской пограничной слободы Московского княжества и ее развитию в таком качестве вплоть до строительства во второй половине XVII века г. Ярополча. Так ли это?Начало XVII века Московское государство встречает смутой. За 12 лет на московском престоле меняются три царя, два претендента борются за престол, переманивая на свою сторону города и села. В дополнение к ним три боярских правительства рассылают по стране свои грозные грамоты. В стране голод, разорение, запустение от бесконечных войн и грабежей. Особенно достается западным уездам. Восточные замосковные города менее страдают от отрядов польско-литовской шляхты, Лжедмитрия II и его сторонников, но и их отряды хозяйничают в ряде приволжских уездов, совершают набеги на Владимирскую землю.У каждого царя или претендента на престол появляются новые бояре, окольничие и стольники, требующие себе земель для кормления. И раздают землю русскую в вотчину или поместье налево и направо. Черных, свободных земель и крестьян уже почти не осталось, в ход пошли владения царские Большого Дворца. Часто на одно владение находится сразу несколько претендентов. И крестьяне не знают, какому царю надо «целовать крест», да и надо ли... С 1606 года на Москве «боярский царь» Василий Шуйский, только что свергнувший «законного», по представлению народа, царя Дмитрия. Народ не верит, что Дмитрий погиб, он спасся, и с помощью польско-литовских войск при поддержке казаков осаждает Москву, став лагерем под Тушино. Страна раскололась, Многие города и села замосковского междуречья, по Волге, Оке, Клязьме «целовали крест» Лжедмитрию: среди них и Владимир, и Гороховец, и Шуя, и Муром, и близлежащие к ним села. Оплотом осажденного в Москве царя Василия Шуйского оставались поволжские Нижний Новгород, Казань, да несколько десятков других городов, рассеянных по уездам. Его поддерживает и патриарх Московский, рассылая грамоты о поддержке царя Василия, организации ополчения против Лжедмитрия.Особенно страдало торговое, посадское население поречных городов. Осенью 1608 г. ополчение новгородцев под командованием воеводы А. Алябьева стало освобождать от «тушинцев» близлежащие к Нижнему города и села. В Павлове, как говорится в одной из грамот, мужики «хотели переимать... и отвести в Нижний» павловских стрельцов, пришедших от Вора, и павловца посадского человека Василия Вязниковца, «стоявшего на    стороне царя Дмитрия...»Это первое пока известное упоминание о Вязниках XVII века. 10 декабря Алябьев сжигает Ворсму за неповиновение царю Василию, 11 освобождает от «тушинцев» Павлово, грозят Мурому. И в том же декабре 1608 года «стародубовцы и гороховляне, и села Вязников и Сарыева, и Шуя город и уезд, и старосты и целовальники и все крестьяне государю челом вины свои принесли и крест ему, государю, целовали». В этой грамоте, как видно, твердо указывается, что Вязники еще 1608 г. были селом государевым. Что Василий родом из Вязников — это ясно, но не ясно, в каком смысле понимать «посадский человек»: ремесленник, купец? Скорее всего второе.Тогда, чем занимались жители села Вязников в конце XVI — начале XVII веков? В «целовальной» грамоте речь идет о бортниках, о крестьянах разных волостей, в том числе и Ярополческой. Уже эти две грамоты ставят под сомнение утверждение, что Вязники были слободой, тем более «белой». Белые дворцовые слободы в Замосковье практически исчезли к концу XVI века. Почти все дворцовые земли стали тяглыми, и стал даже постепенно вводиться оброк на гоны, ловли, бортничество.За верность и «Московское сидение» Василий Шуйский щедро наградил своих ближних бояр и воевод. В частности, Ф.И.Мстиславскому он дал вотчину в своей дворцовой Ярополческой волости.Обычно путается, что боярин, князь Ф.И.Мстиславский, первый боярин Боярской думы и воевода, возглавлявший правительство Семибоярщины с 1610 по 1613 г, получил свои вотчины в Ярополче в 1613 г. от правительства царя Михаила Романова. Нет. В 1613 г. для нового правительства была составлена докладная выписка о поместных и вотчинных владениях московских бояр для утверждения и принятия к сведению. Там указано в разделе «Бояре»: «Князь Федор Иванович Мстиславский. Вотчин за ним старых во всех городах и с тем, что ему дано при царе Василье Ярополческая волость всего 32606 четьи с осминою».«Московское сидение» происходило в 1608 — 1609 гг., и к этим годам следует отнести выделение вотчины Мстиславскому Ярополческой волости.В некоторых работах историков и краеведов упоминается, что в вотчину Ф.И.Мстиславскому была дана вся Ярополческая волость. Неясность вносила и вышеприведенная запись, и неполный перевод челобитной крестьян Ф.И.Мстиславского 1618 — 19 г. Ярополческой волости о грабежах. Но об этом позже..В июле 1610 г. царь Василий был низложен дворянами и боярами. Установилось правление Семибоярщины. Через месяц Москва, а за ней и другие города, присягнули польскому королевичу Владиславу. В Москву впущен польский гарнизон. К этому времени убит Лжедмитрий II, а в начале 1611 г. организуется первое народное ополчение, выступившее против призвания на Московский престол иноземца. Ополчение создает свое правительство — триумвират: П.Ляпунов, Д.Трубецкой, И.Заруцкий. Дворяне и дети боярские ополчения из 25 городов во главе с П.Ляпуновым «приговорили» в июне 1611 г. «по совету всей земли», что каждый начальник должен взять себе вотчины и поместья одного из бояр, сидевших в Москве вместе с поляками: дворцовые села и черные волости.И вот в эту пору из Калуги пришли в ополчение около 2000 служилых людей, изгнанных Сигизмундом из Смоленска, Вязьмы, Дорогобужа и лишенных своих поместий. Правительство ополчения «испомещает смолян» в дворцовых деревнях Нижегородского уезда, а остальных во Владимирском, из которых около 300 вязьмичей в дворцовой Ярополческой волости. Но события развиваются молниеносно. Через несколько дней казаки Заруцкого убивают Ляпунова, а через месяц их отряд изгоняет вяземцев из только что данных им в Ярополческой волости поместий. Первое ополчение распалось. В октябре 1611 г. князь Д.М.Пожарский выступил из с. Мугреева, где он лечился «от ран», по призыву нижегородских людей в Нижний Новгород, чтобы возглавить второе ополчение. По дороге в Нижний Пожарский встретил дорогобужан и вязьмичей, шедших предложить нижегородцам свои услуги. Нуждавшиеся в военной силе организаторы ополчения с охотой приняли их.Где н как шли изгнанные казаками Заруцкого вяземцы и дорогобужане (вместе их было около 600 чел.) на Нижний Новгород из Ярополческой волости? На Гороховец или Муром? Или через Холуй?Известно и то, что еще в середине XVI в. существовала сухопутная дорога Шуя—Муром, проходившая мимо Холуя, существовал и речной путь от Нижнего Новгорода на Москву по Клязьме. «Волгою и Окою по Клязьме, а Клязьмою до Гороховца и до Стародуба Ряполовского и до Володимеря, а от Володимеря до Рогожи». Сухопутная дорога была и вдоль Клязьмы, даже две. В грамотах XV в, упоминается «пошлая» дорога от Ярополча через Городищи, на Бережец, которой запрещалось ездить, и новая, на Гороховец,В разрядных книгах XVI в. упоминается путь войска Ивана Грозного на Казань (1547 г.}: «А шел царь н великий князь к Новугороду к Нижнему и на Гороховец». Не подобрал ли Д.М.Пожарский ратных вяземцев и дорогобужан по дороге из Холуя на Гороховец? Историки расходятся во мнениях, о месте встречи Минина с Пожарским, называют и Ландех, и Пурех, и Мугреево. В хронографе Столярова и писцовых кннгах за 1630 год есть упоминание только: «обрали столника князя Д. М. Пожарского, а ккязь Дмитрий в те поры был в отчине своей в Суздальском уезде». Но встреча Пожарского с Мининым на том же основании могла быть и в Холуе, данном ему в вотчину царем Василием Шуйским.В октябре 1612 г, второе ополчение Пожарского вместе с казаками первого ополчения Д. Трубецкого освободили Москву от поляков и образовали временное правительство для наведения порядка в стране. Почти повсеместно за годы Смуты распространяется самоуправление городов, население не стало исполнять государственные повинности. Началось самоуправство, разбой: опираясь на грамоты разных "государей" и "правительств", служилые люди стали отнимать друг у друга поместья.Чтобы навести порядок, временное правительство Пожарского и Трубецкого ставят с отрядами своих воевод, пересматривают ранее данные грамоты на владения поместьями, создают Приказы. В декабре 1612 г. испоместили смолян, принимавших участие в ополчении Пожарского, в Белозерье, а "дорогобужан и вязьмичей в Ярополчи". Подтверждением этому испомещению служит следующая челобитная, датируемая мартом 1613 г. (Уже правительство Михаила Романова): "Царю... бьет челом холоп твой вязьметин Осипка Ондреев сын Каковинский. Помесья, государь, за мной холопом твоим в Вязьме, 450 чети. взято, и тем моим помесьем владеет литва. И по приговору твоих государевых бояр и воевод велено испоместить вязьмич родом в Ерополческой волости, кои были в Нижнем и в Ерославле с твоим государевым стольником и воеводою со князем Дмитрием Пожарским. А мне, государь, холопу твоему в Ерополческой волости помесья не дано, потому что я холоп твой без съезду под Москвою в полку был с твоим государевым бояриным и воеводою со князем Д.Т. Трубецким"Следовательно, в 1613 г. правительство Михаила Федоровича подтверждает одновременно владения и боярина Ф.И.Мстиславского, и служилых людей в Ярополческой волости. Кроме того, надо учитывать, что еще до избрания Михаила Федоровича царем правительство Пожарского н Трубецкого начало перепись всех дворцовых сел для создания дворцового хозяйства, разоренного Смутой. К этому же времени относится доезжая памятка владимирского пристава (21 мая 1614г.) Ивашки Черкашенина об отказе крестьян давать сошных лошадей (Памятники деловой письменности XVII в, Владимирский край № 229). Пристав ездил «по государеву цареву и великого князя «указу» и «по наказу и по росписи государевых воевод Семена Гавриловича Коробина да Микины Васильевича Лопухина», ездил «володимерской пристав Ивашко Черкашенин в Володимерской уезд в Ерополческую волость в вотчину боярина князя Федора Ивановича Мстиславского в слободку Вязниковскую з де-ревнями, да в Прокофьево поместье Измаилова в село на Минину гору з деревнями, да дьяка Ондрея Иванова в поместье в село Станки з деревнями». Памятная запись (доезжая) ясно говорит, что в Ярополческой волости были не только владения князя Ф.И.Мстиславского, и даже не только по всей волости, но и там, где в настоящее время находятся Вязники.Упоминается: «слободка» с деревнями, «поместье» с деревнями (или село). В XVII в. (да и ранее) деревни. приписывались с угодьями, лесом; пашнями обычно к селу, вместе они составляли приход церковный и единый административный центр. Имелась съезжая изба, торг, выбирался староста, целовальники. При селах крупные вотчинники имели свои избы для управителей, приказчиков, которые, как правило, селились отдельными слободами и имели свой приход.О том, что на нынешней территории Вязников еще в начале XVII века было несколько поселений говорит и то, что по переписи до 1628 г. здесь насчитывалось по крайней мере 3 церкви: Никольская, Троицкая (или Михаила Архистратига) и Покровская. Последняя, судя по челобитной ее попа, непосредственно относилась к Вязниковской слободке. Вот часть этой челобитной: «Царю Государю и Великому князю Михаилу Федоровичу всеа Русии и Великому Господину Святейшему Патриарху Филарету Никитичу Московскому и всеа Русии бьет челом и являет Богомолец ваш Государевой Володимирского уезду, Ярополческие волости, Вязниковские слободки Покровский поп Лукоянище Ондреев тое ж слободки на товарища иа Покровского попа Федора, Яковлева сына»... Грамота датирована 12 октября 1626 г. (Эта грамота полностью размещена на сайте. В.Ц.) Таким образом можно с достаточным основанием говорить, что на территории Вязников в непосредственной близости находились в начале XVII века, предположительно, у подножия Мининой горы дворцовое село с возможным торговым посадом {приход Никольской церкви), село Прокофьево на Мининой горе (приход Троицкой церкви), Вязниковская слободка (приход Покровской церкви) — по другую сторону р. Волшника. Тем более следует учесть наличие вышеуказанных дорог. Мы знаем, что русло р. Клязьмы подходило ближе к подножию холмов, более полноводной. была и Клязьма, и Волшник, и Выдерка. Русла двух последних речек тоже были несколько изменены. Дорога могла проходить на Станки по подножью холмов, по нынешней Муромской улице и далее оврагом. В эту же пору стал складываться на территории Ярополческой волости и Ярополческий стан, в который вошли все частновладельческие земли. Поэтому и понятна поездка владимирского пристава за «сошными» лошадьми в Ярополческую волость,Любопытна одна деталь. К станам относилась не только земля светских феодалов, но и духовных. На территории Ярополческой волости в эту пору был известен Пировский приход с центром в селе Пировы Городищи, которое с XVI века до 1764 г. принадлежало Троицко-Сергиеву монастырю. Следовательно, к стану относились земли и селения на всей территории Ярополческой волости, а не только на западе, юго-западе и юго-востоке, как предполагал В. Маштафаров.Относительно челобитной 1618—19 гг. крестьян князя Ф.Мстиславского царю (тексты челобитных 1618-1619 гг. размещены на сайте. В.Ц.) о разорении их Ярополческой волости казаками и крестьянами разных поместий надо заметить то, что она в «Истории России» С. Соловьева (т, 5) приведена в вольном изложении. В Сборнике старинных актов Шуи и в книге Ю. Готье «Замосковный край в XVII веке» она читается по-другому: грабежу подверглась казаками и крестьянами только часть Ярополческой волости, принадлежавшая князю. Ф. Мстиславскому, вместе с его Вязниковской слободкой. В1622—23 гг. производилась перепись владений в Ярополческой волости умершего князя Ф. Мстиславского, которые были переданы в ведение Большого Дворца. В 1629—30 гг. происходила перепись всех дворцовых владений в Ярополческой волости, в результате которой часть владений, бывших ранее за князем Ф.Мстиславским, была отдана его вдове княгине Ирине Мстиславской, часть новым владельцам (ясельничему Глебову) в поместье. После смерти Ирины Мстиславской в 30-х годах вотчины Мстиславских были окончательно возвращены Приказу Большого Дворца. Под Ярополческой волостью — владением князя Ф.И.Мстиславского (иногда упоминаемой в документах) надо понимать только его владения, относившиеся к Ярополческому стану.Таким образом, в первой половине XVII в. на территории бывшего Ярополча, когда-то вотчины Великих князей Владимирских, расположенной между княжествами Стародубским и Нижегородским, образовались: Ярополческий стан, с входившей в него Ярополческой частновладельческой волостью Ф.Мстиславского, и Ярополческая дворцовая волость.

Л. АНОСОВ.


Мнение владимирского краеведа, кандидата исторических наук Матвея Ильича Давыдова:


Что касается ранней владельческой истории Ярополческой волости, то по ней за 15-16 вв. имеются лишь обрывочные известия. Посему ничего определенного сказать нельзя, разве только что там действительно присутствовали и дворцовые владения, и частные (поместья, вотчины), и монастырские, а возможно даже и черносошные. Учитывая тот факт, что князь Мстиславский получил Вязники в годы правления Василия Шуйского, когда активно раздавались земли в обмен на выражение лояльности царю, в более раннее время Вязники могли быть как дворцовым или черносошным владением, так и (возможно, но гораздо менее вероятно) принадлежать кому-то из "изменников", чьи владения конфисковывались правительством.
Что касается владений Романовых до их воцарения, то их перечень, кажется, должен быть (хотя я и не уверен) в работе А.П. Павлова "Государев двор и политическая борьба при Борисе Годунове" (СПб., 1992).  В любом случае никаких известий о присутствии в 15-16 вв. владений Романовых в Ярополче, конечно же, нет.


Яндекс.Метрика

Оставляйте свои комментарии и пожелания Автору: