Что
скрывали в Духовной грамоте
князя
Ивана Васильевича Ромодановского?
Князь
Иван Васильевич Ромодановский, носивший прозвище Лихач Телеляш, второй сын
князя Василия Федоровича Ромодановского-Стародубского. Сведения о жизни князя
крайне скудны, первые известия относятся в 1485 году. Он был послан Великим
князем московским Иваном III Васильевичем в поход на Казань четвертым по
старшинству среди нескольких воевод. В 1495 году сопровождал Великого Князя при
поездке того в Новгород. В 1513 году Великий Князь Василий III Иоаннович,
отправляясь во второй Смоленский поход, оставил его "на Москве в качестве
второго из князей и детей боярских". Через два года (1515 г.) после этого
князь И.В. Ромодановский был пожалован в бояре, а в 1516 году был назначен
наместником трети Московской. Жена князя Аграфена, сыновья Дмитрий и Андрей,
дочь Мария и внучка Екатерина скончались еще при его жизни.
Закат своей
жизни Иван Васильевич встречал одиноким человеком. В живых оставалась только вдова
его сына Дмитрия сноха Аксинья происходившая из старомосковского боярского рода
Захарьиных-Юрьевых. Овдовев князь Иван удалился от мира и поселился в Богоявленском
монастыре. Монастырь был особожитийным, и живущим в нем позволялось владеть
собственным имуществом. В монастыре князь имел свои кельи с запасами, при нем
находились два старца. Жилище его не было аскетичным, монашеского
пострига он не принял и жил в обители мирянином. Перед уходом из жизни, князь
составил Духовную грамоту, в которой свое недвижимое
и движимое имущество разделил между братом Борисом и его сыновьями, своей
снохой Аксиньей и другими племянниками. Аксинья выступает в Духовной в
качестве основной наследницы завещателя и главной устроительницы его души, что
показывает большую личную привязанность князя к ней.
В родовом Стародубе Ряполовском князю
Ивану Васильевичу принадлежали четыре села: Татарово (Тогарово), Шустово,
Никольское и Петровское. В Татарове, Шустове и Петровском стояли церкви, а при
Татарове и Петровском – два вотчинных «монастырька» святого Ивана и святого
Николы.
По разделу Татарово переходило к брату
Борису и его сыновьям, село Шустово – племянникам Петру и Василию Семеновичам,
а село Никольское – племянникам Ивану и Михаилу Юрьевичам. Княгиня Аксинья
получала село Петровское и часть земель и угодий, «тянувших» к Татарову. В
целом Духовная князя Ивана Васильевича весьма четко отражала его стремление
сохранить наследственные вотчины в пределах рода: все Стародубские земли рано
или поздно переходили к племянникам князя, а купленные им вотчины – после
кончины снохи должны были отойти в монастырь на «помин души» Ромодановского и
его семьи.
Большинство указанных пунктов
располагались на смежных территориях двух уездов Владимирской губернии 19 века
– Вязниковского и Ковровского. В Вязниковском уезде с.Татарово – Трегубово
(древнее Татарово, второе наименование от прозвища князя Василия Борисовича
Ромодановского Трегуба) и Татарово – Троицкое (оно позднее поступило в Троице-Сергиев
монастырь); Пантелеево, Шустово и часть его угодий Сарыево. Указан так же погост
Дебри, уточняющий расположение упоминаемого
в духовной Задеберья. И, конечно, подписывая грамоту, князь Иван Васильевич не мог думать и
гадать, что спустя пятьсот лет неоднократно вспомнят о нем и его Духовной, из-за
которой и разгорится сыр-бор.
В Википедии есть упоминание о сохранившейся
духовной грамоте князя Ивана Васильевича,
датированной 1521/1522 г. Давность
документа определяется в 500 лет. На
дворе 2021 год. По принятым правилам возраст любого поселения принято считать с
его первого упоминания в официальном документе. Значит всем названным в грамоте
селам Татарово (Тагарово), Шустово, Петровское, Никольское и др. 500 лет. Немногие города могут похвалится
такой древностью. Можно отмечать юбилей. Да какой! Половина тысячелетия! Что,
заметьте, подтверждается древней грамотой предка владельцев Мстеры. А имя этого
поселения известно на всю Россию. Правда, упоминаемые в грамоте князем Татарово (Тогарово), Шустово, Никольское и Петровское как-то «юбилейно» не звучат.
Но учитывая, что наследники князя позднее владели Богоявленской слободой,
ставшей впоследствии Мстерой, и если
подтянуть сюда Мстеру и создать одноименный
край, юбилейная дата зазвучит очень значительно. Сказано-сделано.
Прошло совместное
рабочее совещание, посвящённое подготовке к празднованию 500-летия первого упоминания Мстёрского края в
древних рукописных актах, на котором решили установить 500-летний
юбилей создания Мстерского края и слободы Мстеры. Но вот
незадача. Нестыковка получается. Предшественница Мстеры - Богоявленская слобода.
Её возраст считают с 1628 года. Мстера получается младше на целый век. А о
Мстерском крае, даже в наше время, никто прежде не слышал. А уж князь И.В. Ромодановский при своей жизни тем
более не слышал и не знал, а то непременно в своей духовной бы указал.
И еще. В основных
источниках год смерти князя Ивана Васильевича указан 1520 год, есть 1519-20 год.
Возникает вопрос. Умер в 20, а грамоту подписал в 21. Как это возможно? Сомнения
эти попытался развеять известный всем знаток вязниковской истории Николай
Фролов (он же автор проекта). Для доказательства, что грамота В.И Ромодановским составлена в 1521 году, он посетил Российский государственный архив
древних актов, лично держал ее в руках. По его словам грамота большая, из 10
листов, правда, понять эту грамоту непросто. Он сам не сразу понял, как ее
держать. В телевизионном сюжете он приводит несколько текстов, якобы из нее. Но
звучит это как-то неубедительно. Проще было сфотографировать последний лист
грамоты, где указана дата составления и опубликовать в СМИ. Но Н. Фролов почему-то этого не делает, а
приводит, как доказательство, несколько текстов из грамоты,
которые, как выяснилось, оказались фальшивкой. Возникает вопрос зачем, с какой
целью? Перед вами последний лист Духовной грамоты И.В.Ромодановского. Ничего
необычного или сложного в ней нет. Это старинная книга, текст написан
скорописью. Человек знакомый с шрифтом Ижица способен прочитать
текст самостоятельно.
Вот
ее перевод:
«А
у сеи духовной грамоты сидели отец мой духовный
богоявленский священоинок Феофил
из за Торгу , да митрополичьи дъяки
Леваш да Офонасии. А духовную грамоту писал митрополич слуга Мартын Власов
сын, лета 7000 тридцатого».
Дата
указана от сотворения мира. Чтобы перевести ее в исчисление от Рождества Христова
проделаем простое арифметическое
действие из 7030 вычтем 5508 и получаем
1522. Это бесспорно доказывает, что Духовная грамота И.В. Ромадановского
подписана в 1522году.
При
составление грамоты присутствовали
игумен Троице Сергиева монастыря Порфирий, Троицкий келарь Нифонт,
боярин митрополита Богдан Федорович Фомин Юрьев, великокняжеский постельничий
Яков Иванович Мансуров.Свидетелями составления были митрополичьи дьяки Леваш Коншин, Афонасиф Иванов, духовный
отец И.В. Ромодановского богоявленский священник Феофил.Следущие источники сообщают:
С.
Б. Веселовсий «Ономастикон. Древние
имена, прозвища и фамилии» Академия наук СССР отделение истории архив АН СССР - Телеляш князь Иван Васильевич
Ромодановский, умер в 1522 г.
Центр генеалогических исследований -
Иван Телеляш князь, боярин умер в 1522г. Это еще одно подтверждение, что
Духовная составлена в 1522году.
Можно спорить с оппонентами, пытаться
ввести их в заблуждение, но с подлинником Духовной грамоты князя И.В.
Ромодановского не поспоришь. Как
говорится, что написано пером, не вырубишь топором! Точка поставлена!
28 августа мстеряне отмечали 500 летний
юбилей.
Юбилей чего? 500-летия
первого упоминания Мстёрского края в
древних рукописных актах, юбилей создания Мстерского края и слободы
Мстеры? Н.Фролов в своей книге «Сиятельные
владельцы старой Мстеры» говорит только о Мстере. А редактор газеты «Раонка-21
век» пишет: «Поселок Мстера отпраздновал полувековой
юбилей. Поводом для круглой даты послужила духовная грамота
князя Василия Михайловича Ромодановского. Документ, хранящийся в Российском
государственном архиве древних актов, датирован
1621 годом». Что же получается? Мстере не то 500, не то 400 лет. По Духовной грамоте И.В.Ромодановского до
юбилея ждать еще год, по А.Веденееву 450
или сто лет. Выходит, поспешили мы с юбилеем Мстеры? По такому поводу в народе
говорят - поспешишь народ насмешишь!
Ю. Васищев.
Вязники сентябрь 2021г.
Используемые
материалы:
РГИА.Ф.Синодаа.опись
№ 1517, лист 2202 об-224. Список 1680-1682гг.
С.
Б. Веселовсий «Ономастикон. Древние
имена, прозвища и фамилии».
«Районка-21
век» № 34(554) от 02.09.2021г Мстера «от
БазАРТила»
P.S. Российский
государственный исторический архив (РГИА)