О храмах села Минино, Вязниковской
слободки и града Ерополча,
Введенской церкви и Введенском девичьем
монастыре
Среди сохранившихся старинных фотографий
Вязниковских храмов есть фотография этого храма. И если многие вязниковские
храмы были «доблестными» вязниковцами разрушены, в том числе краса и гордость города-
Казанский собор, то этот храм сохранился до сего дня, хотя лихие богоборческие
годы не обошли его стороной. Он был закрыт, потерял свою колокольню, превращен
в спортивную школу. В 2007 году здание храма было передано Русской Православной
церкви, в 2008 году был образован Введенский мужской монастырь, а в 2013 году
монастырь преобразован в приходский храм.
О Вязниковских храмах нам в основном
известно кто и когда их построил, а вот Введенский скрывает ответ на это до сих
пор, хотя история его уходит корнями в семнадцатый век. Вязниковская история
весьма интересна и многообразна говорил А.Д. Тельчаров: « В ее исследовании
принимали участие и писали о ней многие, но наиболее полноценными, были работы
К.А Веселовского, Н.И Соловьева, В. Н. Маштафарова». Последующая плеяда
вязниковских историков-краеведов (Д.А. Обидин, Л.И. Аносов, Маштафаров А.В.
(младший), Тельчаров А.Д.) внесли свою
лепту в изучение истории города и его предшественника Ярополча, но они больше
полагались на интуицию, чем на документы. История имеет свойство, не открывать
своих загадок и оставляет любопытным исследователям «свои белые пятна»,
заставляя трудиться над их разгадкой. Из названных краеведов необходимо особо
отметить А.Д. Тельчарова, сформировавшего
новый взгляд на историю Вязников и Ерополча. Подводя итоги своей работы он
говорил: - «Возможно, что дальнейшее выявление документальных источников
приведет к новой корректировке имеющихся на сегодняшний день взглядов на
историю города.» И он был прав в этом. «Белое пятно», которым он занимался,
касалось возникновения Введенской церкви и Вязниковского Введенского девичьего
монастыря. В последние годы появились новые документы, касающиеся Вязниковской
истории 17 века. Воспользуемся советом А.Д. Тельчарова и возобновим его попытку
закрыть «белое пятно» в этом вопросе.
Наша цель - ответить на вопросы:когда была
построена Введенская церковь?
Когда и кем был создан Вязниковский девичий
Введенский монастырь?
Для этого воспользуемся следующими
архивными документами:
«Отдельная
книга» на вотчину князя Федора Ивановича Мстиславского княгине Ирине
Михайловне», по другому «Наказ великого князя Михаила Федоровича Романова.
(РГАДА Страница 946.) Он содержит
сведения о храмах, имеющихся в селе Минино и Вязниковской слободке на 1629 год.
Эти
сведения в сочетание с другими известными документами помогут нам ответить на
поставленные вопросы.
Что говориться о них в «Наказе»?
Первый церковь - «собор Архистратига Михаила с приделами Бориса и Глеба, деревяннна
клетски а в церкви образы и книги и сосуды церковные и колокола на колокольнице
и всякое церковное строение мирское».
Еще сведения о нем находим у В.
Добронравова – «деревянный храм во имя
Архистратига Михаила. Существовал около 100 лет и обветшал». Из этого можно
сделать вывод, что создан он был в середине 16 века.
Вторая
церковь в селе Минино - «церковь
Живоначальной Троицы, деревянна (клетски), строение мирское, поставлена
новостроем».
Слово новострем означает - построена
совсем недавно , на новом месте построена на мирские деньги. Из чего можно
уверенно сказать, что она построена до 1629 года. А вот книги и ризы в церкви
Мстиславские. Скорее всего это вклад Ирины Михайловны по умершему мужу.
Упоминает
документ о существовании еще одной церкви: «В 7138 (1629)
году отделено в вотчину княгини Ирины Михайловны Мстиславской починок, что
поставил на обводной земле деревни Пострекалово поп церкви Вязниковской слободки Покрова
Пресвятой Богородицы Федор Яковлев….А дала ту обводную землю к
престолу церкви Пречистой Богородицы княгиня
Ирина Михайловна ж Мстиславская во 7131(1623)г».
В Вязниковской слободке существовала еще
одна церковь
Никольская, в которую в 1622 году поместили явленную икону Казанской
Божией Матери.
Среди перечисленных в
Наказе церквей на 1629 год в селе Минино и Вязниковской слободке о Введенской церкви нет ни слова. То же и о Введенском монастыре и его создателях. Делаем вывод - на
этот момент Введенская церковь и одноименный
монастырь еще не существовали.
Что нам известно о Вязниковской
Введенской церкви?
Церковь посвящена одному из двунадесятых праздников
православной Церкви — празднику Введения во храм Пресвятой Богородицы. когда
Марию, будущую Богоматерь, согласно церковному преданию, родители торжественно
ввели в Иерусалимский храм, исполняя обет посвятить своего ребенка Богу. Церковь, вытянута в длину, притулилась к крутому склону Мининой горы. Хорошо
видна с центральной площади Вязников. В клировой ведомости приходской
Введенской церкви за 1849год читаем: «Когда
и кем первоначально строена неизвестно, перестроена была, как видно из храмоздатной грамоты на
пожертвованную сумму от добропожертвователей. Первоначально при сей церкви был женский монастырь». Обратим
внимание на эту фразу!
Разрешение на её строительство дает. Благословенная грамота Святейшего Иосифа
Патриарха всея России, которою велено в том монастыре построить церковь во имя
входа во храм Пресвятыя Богородицы, в исподи –приделом Илии Пророка, и
дана та грамота в
Обратимся к следующему документу - Благословенная грамота Иосафа 1 Патриарха
Московского и всея Руси, за приписью казначея старца Тихона Обанина. Она
предписывает устроить теплую церковь во
имя Усекновения честныя главы Иоанна Предтечи в Введенском девичьем монастыре. Патриа́рх
Иоаса́ф I правил в 1634—1640 годах. За его короткое правление были основаны три
монастыря и восстановлены пять прежних, закрывшихся ранее. Грамота
определяет временные границы постройки Введенского монастыря между 1634 г.- 1640гг. Отметим момент в
грамоте называется Введенский девичий монастырь. Вернёмся к фразе из Клировой
ведомости: Первоначально при сей церкви
здесь был женский монастырь. Первоначально означает - прежде, ранее всего.
Для нас это означает, что сначала был создан монастырь, а Введенская церковь
позднее, что и подтверждается Благословенными грамотами патриархов
Иосифа, Иосафа первого. Об одноименном
храме нет ни слова! Храмоздатные грамоты
выдавались архиереем епархии. А здесь
поочередно двумя Патриархами.
Вопрос. В связи с чем? Кто ходатай перед
патриархом? Таковым мог быть только высокопоставленный человек. Ответим на этот
вопрос чуть ниже.
После посещения Вязниковской слободы
царем Михаилом Федоровичем Романовым он своей жалованной грамотой 1640/41г.
освободил Введенский монастырь от всяких мирских разметов пять церковных
тягловых дворов.
На основании изложенного можно
заключить, что женский Введенский монастырь основан в период между 1635 – 1640 годами,
а Введенская церковь в 1648 годах.
Перейдем к
вопросу о создателях Вязниковского Введенского девичья монастыря. Предполагаемые создатели монастыря Ирины Мстиславские.
Здесь надо уточнить
какие из них, так как Ирин Мстиславских было довольно таки много. Назовем их.
-Ирина Горбатая жена Ивана Федоровича
Мстиславского
-Ирина Ивановна –старшая дочь кн. И. Ф..
Мстиславского) инокиня Александра род
1557г. ум 1621г возраст 64 г. В браке с
И.Ю Голицыным. ушла в монастырь после 1582г..
-Агрипина Ивановна Мстиславская младшая
дочь И.Ф. Мстиславского род.1558г. ум.1639г. В монастыре с 1585г.
-Доминика Михайловна. Мстиславская
(инокиня Ирина), род. 1589(90) ум. 1630г. возраст 40-41г.Жена Ф.И. Мстиславского.
-Ирина Федоровна–третья дочь Ф.И. Мстиславского, умерла 26.11.1620г. княжне к моменту
смерти. было не более 14-15 лет.
Необходимо отметить что имена Ирин называют,
то как крестильные, то как иноческие, что вызывает некую путаницу. в
публикациях вязниковских краеведов. Виновницей этой путаницы является младшая
дочь князя Ивана Фёдоровича Мстиславского княжна Агрипина Ивановна.
Познакомимся с ней ближе: Она представительница
знатнейшего, после царского, рода Мстиславских. Родилась в 1558г. умерла 15
ноября 1639 года в Вознесенском Московском монастыре в возрасте 81года. По завещанию Ивана
Грозного (1558г) назначалась женой царя Федора Ивановича младшего сына царя (ей
в это время было 26 лет). В
1585г. Годунов приказал выкрасть девицу Агриппину из родительского дома. Ее насильно
постригли в монахини под именем
Ирины и стала Агриппина уже не царской, а Христовой невестой в Горицком монастыре - одной из самых выдающихся женских обителей на Руси.
Основан в середине XVI века княгиней Ефросиньей Старицкой. В обители было несколько храмов, один из них Введения
Богородицы во храм. Агрипина была в числе наиболее именитых насельниц Горицкого
монастыря. По воцарению Василия Шуйского, Агрипина была возвращена в Москву
насельницей в Вознесенский женский монастырь. Она, монахинею приглашалась ко двору еще при царе Михаиле Федоровиче ( Половцов Большая биографическая энциклопедия). Синодик приводит
нам ее светское имя — Агрипина.
В книге Александра
Воронова «Монастыри Московского кремля» издание
Свято Тихоновского богословского
университета Московского Патриархата в
разделе «Известные настоятельницы Вознесенского монастыря» находим еще одно
подтверждение: « Старицы: княжна Ирина Мстиславская (в миру Агриппина
Ивановна), Александра ( в миру Ирина Ивановна Мстиславская) были
начальствующими лицами в монастыре в 1613г. Вкладная и кормовая книга Симонова
монастыря подтверждает, что дочь князя Ивана Федоровича Ирина Старшая (инокиня
Александра) была замужем вторым браком за князем Иваном Юрьевичем Голицыным.
Итак, мы установили, что старица
Ирина - это младшая дочь И.Ф. Мстиславского Агриппина, она же «царская
невеста». А инокиня Александра есть
старшая дочь Ивана Федоровича Мстиславского
Ирина Ивановна. И получили ответ на вопрос, сколько же было Ирин. Их оказалось
пять, все они были в разные годы насельницами Московского Вознесенского
монастыря и захоронены в Симоновом
монастыре в родовой усыпальнице Мстиславских. Из всех перечисленных Ирин в
живых на 1628 год остались лишь две Ирины: княжна Агрипина – старица Ирина
младшая дочь Ивана Федоровича Мстиславского и княгиня Доминика Михайловна
третья супруга князя Федоровича Мстиславского –инокиня Ирина.
Могли ли они
создать монастырь в Вязниках?
Своему возникновению большинство женских
обителей были в большей степени обязаны милости князей, а не волеизъявлению их
жён. даже если дело касалось княжеских супруг. Открытие монастыря происходило
по решению Патриарха. Отвечая на вопрос кто мог обратиться к Патриарху Иосафу-1
с аналогичной просьбой, можно уверенно сказать: княгиня Доминика Михайловна -инокиня
Ирина - однозначно – нет. Она умерла 7 июля 1630 года.
Старица Ирина (Агрипина Ивановна
Мстиславская) могла это сделать. В её пользу говорят следующие факты. Она, представительница знатнейшего, после
царского, рода Мстиславских была знакома царям: Ивану Грозному, Василию
Шуйскому, часто бывая при дворе Михаила Федоровича и зная о том, что Патриарх
Иосаф 1 создает новые монастыри, вполне имела возможность изложить свою просьбу
о создание в Вязниках Введенского женского монастыря непосредственно ему. Некоторые
из стариц – представительниц правящей элиты могли владеть и владели недвижимостью.
Была недвижимость и у нее. Это подтверждается многими документами.
«В 136 (1628) году старица княжна Ирина Ивановна Мстиславскаго
(Агрипина) дала к прежнему вкладу по сестре своей (Анастасиии) царице иноке
Александре царя Симеона 40 осмь рублев денег».
«1627–1629 гг. за старицей княжной Ириной Ивановной бывшая вотчина ее брата
князя Ф. И. Мстиславского в Пудицком стане Кашинского уезда село Ильинское
с 37 деревнями, 149 пустошами». РГАДА.Ф.1209 Оп.1.Кн.173 Л.1398-1428 об.
«В том же Кашинском у. в вол. Пудице в
1590/91 г. купила вотчину сестра Ф.
И». Акты
феодального землевладения; акты московского Симонова монастыря (1506-1613гг.
сост. Л.И. Ивина.Л., 1983 № 204. С. 250-251.
«Эта
вотчина значится за ней в писцовых книгах Кашинского у. 1628–1629 гг. ПК 173. Л. 1398
и с.
«Позднее (к маю 1640 г.) эта вотчина перешла в
качестве вклада старицы кнж. Ирины Ивановны Мстиславской в Симонов
монастырь».ЗВК.
С. 733
«Старым владением Ф. И. Мстиславского была
вотчина в Плесском ст. Костромского у. (с. Сидоровское и с. Красные Луки,
которой после него владела его сестра старица кнж. Ирина Ивановна Мстиславская
по жалованной вотчинной грамоте 1624/25 г». ПК 10958. Л.
598–638
«Старинная вотчина Мстиславских в Сетунском
ст. Московского у. (с. Хвили (Фили) с деревнями, в том числе д. Кунцево,
которой владела затем (по грамоте 1621/22 (7130) г. т. е. после смерти Ф.
И. Мстиславского) старица кнж. Ирина Ивановна Мстиславская» . ПК 9807. Л. 809; Забелин И. Е. Кунцово и древний
Сетунский стан. М., 1873. С. 158— 161; Холмогоровы. Вып. III. С. 69
«По материалам Приказа сбора ратных людей
1638 г., за сестрой Ф. И. Мстиславского старицей Ириной Ивановной числилось
вотчин в разных городах 4670 четв. и 440 дворов» . РГАДА. Ф. 137. Галич. № 4. Л.
114.
Как видим,
старица Ирина была весьма небедной и вполне могла сделать вклад на создание
Вязниковского Введенского женского монастыря. Некоторые
вязниковские краеведы высказывали предположение, что Введенский монастырь мог
быть домовым монастырем Мстиславских. Такое предположение в корне неверно. На
Руси никогда не существовало домовых монастырей. Домовые храмы были. Знакомясь
с документами я обратил внимание на то, что в списках храмов Вязниковского
уезда 1-го, 2-го, 3-го благочинецких округов Владимирской епархии, есть только
один храм с наименованием Введенский. И находился он только в Вязниковском
Введенском девичьем монастыре. Хотя храмов с одинаковым названием в
Вязниковском уезде много (Казанские, Вознесенские и т.д.). А этот один.
Спрашивается почему? Ответ находится в Горицком монастыре. В нем была церковь
Введения в храм Богородицы, в котором в молитвах и строгом послушание инокиня (старица)
Ирина провела 25 лет. Скорее всего, вернувшись в Москву, она дала обет
построить одноименный храм.
Подведем
итог наших изысканий. Мы уже пришли к выводу, что Введенский женский монастырь был
основан в период между 1635 – 1640 годами по решению патриарха Иосафа 1 при
участии княжны Агрипины Федоровны (старицы Ирины) Мстиславской. Александр
Тельчаров называл дату 1635 год. С этим можно согласиться. Такую же дату
выдвигает Ольга Смирнова в «Энциклопедии по святым местам центра России»
Агрипина Ивановна ушла
из жизни в 1639 году, так и не увидев свою мечту. Деревянную Введенскую церковь
построили по решению патриарха Иосифа в 1648 году.В дальнейшем она неоднократно
перестраивалась. В 1899году Введенская церковь за ветхостью была разобрана и на
этом же месте была построена новая каменная с тремя престолами: главным Введения в храм Божией Матери , Илии Пророка и Преподобного Серафима. Престолы освящены в
1904г. В настоящее время мы видим ее такую. 4 декабря
прихожане Введенской церкви отметят ее престольный праздник.
В заключение
хотелось бы еще раз обратить внимание вязниковских читателей на такой момент. В
последние годы в свет выходит все больше и больше книг
краеведческой тематики, связанных с
историей Вязниковского края. Можно сказать, что их издание поставлено на
поток, пекутся как пирожки. Все бы неплохо, да есть обратная сторона. Как правило они никем не рецензируются, в ряде работ присутствуют искажения реальных исторических фактов. Эти ошибки
и домыслы искажают
действительную историю. Несведущий читатель решит, что если это сказано в
книге, то так и было. А вот это уже очень плохо! Мы должны бережно относиться к
нашей истории, беречь ее от искажения!
Простым примером этому может быть книга
«Вязники, древний Ярополч, родовая вотчина бояр Кошкиных, дедина Российского
императорского дома» Автор В.А. Кошкин-Вязниковцев, или неразбериха с Иринами
Мстиславскими у ковровского «летописца»
Вязниковской истории Н. Фролова.
Ознакомимся с приведенными ниже сведениями.
«Выслуженные вотчины Ф. И. Мстиславского
в Галичском и Владимирском у. после его смерти перешли к его вдове кнг.
Ирине Михайловне, которая в своем духовном завещании 1630 г. распорядилась
Ярополческую вол. Владимирского у. (ту часть, которая перешла к ней
после смерти мужа) дать в Симонов м-рь. Шереметев С. Д. Пять актов XVII-ro века. С.
134
«После
ее княгини Ир. Мих. Мстиславской смерти,
владение Мстиславских в Ярополческой вол. перешли во дворец, Часть своих
владений в Ярополческой вол. — слободку Вязники — вдова кнг. Ирина
Михайловна по духовной грамоте завещала своему брату кн. Михаилу
Михайловичу Темкину-Ростовскому.Из примерной земли вдовы Ф. И. Мстиславского
в Ярополческой вол. Владимирского у. в 1629/30 (7138) г. было отделено
200 четв. в поместье дьяку Неупокою Кокошкину. Сторожев В. Н.
Материалы Поместного приказа. Стр. 374.
Они говорят нам совершенно обратное и опровергают
очередную ошибку краеведов, о том что княгиня Ирина Ивановна (Агрипина)
Мстиславская была последней наследницей рода Мстиславских Как видим наследовать
было нечего. А на труде Кошкина Вязниковского
о том что «Ярополч и Вязники являются родовой вотчиной бояр Кошкиных - дединой
Российского императорского дома» они не оставляет
камня на камне.
Ю.Васищев
Вязники октябрь – ноябрь 2023г.
Используемые
материалы
Документы
РГАДА Страница 946, 947.
РГАДА.Ф.1209
Оп.1.Кн.173 Л.1398-1428 об.
Тельчаров
А.Д. «Вязники» .,1995г.
Половцов.
Большая биографическая энциклопедия
«Дворцовые
разряды,. СПб., 1850. Т. I. С. 789;
В.
Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской
епархии».
Акты
московского Симонова монастыря (1506-1613гг. ПК 173. Л. 1398.
Жалованная
вотчинная грамота 1624/25 г ПК 10958. Л.
598–638. ПК 9807. Л. 809;
Забелин
И. Е. Кунцово и древний Сетунский стан. М., 1873. С. 158— 161; Вып. III. С.
69.
Шереметев
С. Д. Пять актов XVII-ro века. С. 134
«Московский
некрополь Мстиславских. Симонов монастырь»
Клировые
ведомости 1- 3 го благочиннических
округов Вязниковского уезда за 1918 год. ВОГА. Ф. 556.оп.111.Д.1156.