О крестных ходах, колокольном звоне 
и Чудотворной иконе в Вязниках

Двадцать первого июля в день почитания Чудотворной иконы Божией Матери Казанской в Вязниках епископом Муромским и Вязниковским Нилом в сослужение клира вязниковских церквей была совершена Божественная литургия, после чего по старинной традиции верующие совершили крестный ход с Чудотворным образом от Троицкого храма в Ярополи на Соборную площадь города.

 Чудотворная икона Божией Матери Казанская была принесена к восстановленной колокольне Казанского храма. Крестные ходы в последние годы стали привычными для вязниковцев. Но так было не всегда. Были годы богоборчества, когда храмы закрывались, изымались церковные ценности, запрещались колокольные звоны, преследовались церковнослужители.

Обратимся к истории. 8 сентября 1928 года в день Рождества Пресвятой Богородицы Соборная площадь Вязников заполнена верующими, с колокольни над городом растекается звон колоколов. Из распахнутых дверей соборного храма появляется процессия, возглавляемая большим крестом, за ним выносят Вязниковскую чудотворную Казанскую икону Божией Матери, хоругви. Стоит солнечный день, в лучах солнца золотом переливаются праздничные одежды священнослужителей, во главе их епископ Вязниковский Герман. Торжественно звучит молебный канон. Крестный ход, выйдя с площади, направляется к часовне в Спасском овраге. Звон колоколов затихает, скрываются из вида купола храма. Никто из верующих не знает, что это последний крестный ход, что вскоре наступит день, когда епископ Герман будет арестован, он погибнет в заключении, а Казанский собор сами вязниковцы разрушат, разобьют колокола, и уже никому не будет дано увидеть его и услышать малиновый звон его колоколов.

Пройдут долгие 64 года, и 21 сентября 1992 года в Вязниках вновь будет совершен крестный ход с выносом Чудотворной иконы из Крестовоздвиженского храма на площадь 200-летия города. Возвращая историческую справедливость, площади вернут ее название – Соборная, а крестные ходы станут совершать ежегодно.

Что же такое крестный ход, по каким случаям он совершается? На этот вопрос можно ответить так. Это торжественное церковное шествие из одного храма в другой или к какому-либо месту с иконами, хоругвями и другими святынями храма, а главным образом – с большим запрестольным крестом, от которого шествие и получило название. Крестный ход бывает двух родов: совершаемые ежегодно в известные дни и чрезвычайные –для закладки храма, на поля для молитвы об избавления от засухи, градобоя. Говоря о крестных ходах, совершавшихся в Вязниках в старину, Владимирский губернский календарь насчитывал их шесть, особое внимание из которых привлекают совершаемые из Казанского собора к часовне в Спасский овраг 16 августа (29 августа по н.с.) и 8 сентября (21сентября н.с.) Ходы установлены издавна.

 Уместен вопрос: почему в Спасский овраг, по какому случаю? Поиски ответа на этот вопрос уведут нас к поре Смутного времени и царствованию Михаила Федоровича Романова. До 20-х годов XVII века слободка Вязниковская и село Минино принадлежали боярину Федору Ивановичу Мстиславскому. Располагалась же слободка в Спасском овраге, изобилующим ключами. Была в слободке и деревянная Никольская церковь.В 1622 году, 19 февраля, Федор Иванович умирает, его супруга Доминика Михайловна Темкина Ростовская уходит в монастырь и принимает постриг с именем Ирина. В память о муже она заказывает в Николо-Шартомской обители иноку-затворнику, преподобному отцу Иоакиму, Казанскую икону Божией Матери.
По существующему же преданию, в городе на вязах была явлена икона, которую торжественно перенесли с места явления в Никольскую церковь. «И от того времени (с 1622 г.) благого, – говорит Сказание, — благоговея пред иконою Богоматери, стали приходить люди ближние и дальние для поклонения, и не тщетны были их хождения, ибо дала Пречистая Богородица иконе Своей благодать исцелений и чудес». Икона была признана чудотворной.В последствии, в 70-х годах 17 столетия для иконы построят каменный храм, его объединят с теплым Никольским в Казанско-Никольский собор, но по укоренившейся привычке вязниковцы будут звать его Казанским, а площадь – Соборной.

Так почему же издавна были установлены два крестных хода к часовне в Спасский овраг? По определению, крестные ходы проводились в честь местных святынь и других замечательных событий церковной жизни. В Вязниках в ту пору была единственная святыня – Казанская икона Божией Матери, которая уже считалась Чудотворной. Первые чудеса были зарегистрированы и занесены в особую книгу в 1624 году. Напрашивается ответ. Крестные ходы с Вязниковской Чудотворной святыней проводились к месту ее явления. Таковым можно смело считать Спасский овраг. В связи с чем и были установлены крестные ходы к часовне в Спасский овраг в день Спаса и в честь Рождества Богородицы.

И все крестные ходы сопровождались колокольным звоном. Колокольный звон в России имеет тысячелетнюю историю. Звонить в колокола на Руси начали вслед за ее крещением. А колокольный звон в России сложился в глубоко национальное явление.Во времена богоборчества, проводимого большевиками в 1920-1930-е годы антиколокольная кампания стала основной репрессивной формой антирелигиозной борьбы государства с РПЦ. Колокольный звон был запрещен особым декретом. Колокола массово изымались как церковное имущество и шли на нужды индустриализации, в переплавку.

«Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться… Все возвращается на круги своя», — говорится в Книге Экклезиаста. Жизнь неоднократно подтверждает эту истину.

Восстанавливаются храмы, возрождаются старые православные обычаи. Настало время собирать камни.На Соборной площади недалеко от часовни по инициативе главы Вязниковского района Е.М. Виноградова был установлен «камень веры». После этого в Вязниках всё чаще стали говорить о восстановлении Казанского собора. Глава района принял решение начать восстановление с колокольни. С целью обнаружения фундамента колокольни в 2005 году были проведены масштабные археологические раскопки. Постановлением главы района № 295 от 21 апреля 2008 года был создан Попечительский совет по строительству колокольни Казанского собора. В его состав вошли Ковалева Л.Ф., Лавришина Л.Н., Иванова В.К., Вительс М.Ю., Михалева В.П., Муллер П.М., Гайлит К.И., Вязниковский благочинный митрофорный протоиерей Владимир Соловьев. Возглавил совет Васищев Ю.А. Обращение Попечительского совета к жителям города и района о сборе пожертвований получило широкий отклик. К сбору пожертвований на строительство подключились коллективы предприятий и организаций, индивидуальные предприниматели, уличные комитеты, школьники, жители других городов, включая Москву. На собранные средства к началу 2010 года был изготовлен фундамент колокольни. Затем строительство надолго приостановилось. В общей сложности на строительство колокольни ушло 12 лет.

Мир не без добрых людей. Нашелся спонсор, завершивший начатое.  Но были и злопыхатели, говорившие, что строится колокольня на костях, сравнивали ее с Пизанской башней, утверждавшие, что если ее и построят, то она все равно рухнет. Не сбылись эти предсказания. Стоит красавица и радует взоры людей. А 21 июля в день чествования Вязниковской Чудотворной иконы Божией Матери Казанской при приближении крестного хода к колокольне впервые с ее высоты за долгие десятилетия полился малиновый звон колоколов. Это ли не чудо! И ещё. Знаменательное событие предстоит отметить вязниковским верующим. В этом году Вязниковской иконе Божией Матери Казанская исполняется 400 лет.

Вязники 31.07.20227
Юрий ВАСИЩЕВ
председатель первого Попечительского совета 
по строительству колокольни Казанского собора.

На фото члены первого Попечительского совета по
строительству колокольни и епископ Муромский и Вязниковский Нил 
Яндекс.Метрика

Оставляйте свои комментарии и пожелания Автору: