О граде Ерополче,

селе Минино, Вязниковской слободке  и...

Мстиславской Ирине Михайловне.

 

Памяти А.Д. Тельчарова и Льва Ивановича Аносова посвящаетс

«История — это наука, которая реконструирует прошлое»

 

«В истории Вязников 17 век самый темный. Связано это с тем, что документальные материалы того времени отрывочны, полностью не разысканы.   Достоверно нельзя сказать даже о времени и месте его зарождения. Поэтому, говоря о Вязниках, мы вступаем в область легенд, предположений, как-то отражающих историю Вязников в 17 веке. О Вязниках писали многие, но наиболее полноценными, на мой взгляд, были работы  К.А Веселовского, Н.И Соловьева, В. Н. Маштафарова», - так говорил А.Д. Тельчаров.

Последующая плеяда вязниковских историков-краеведов (Д.А. Обидин, Л.И. Аносов, Маштафаров А.В. (младшиий), Тельчаров А.Д.)  внесли свою лепту в изучение истории города и его предшественника Ярополча, но и они больше полагались на интуицию, чем на документы. Из названных краеведов необходимо отметить А.Д. Тельчарова, сформировавшего   новый взгляд на  историю Вязников и Ерополча, который он отразил в своей книге   «Вязники»(1986, 1995, 1999г)  Л.И. Аносов особенно выделял этот его труд. «Редко попадается в руки книга, написанная на документальной основе. До него было всего две попытки написать комплексную работу по истории города « Город Вязники»  К.Веселовского 1871г. и рукопись С. Змиева 1930г., посвященная родному городу. Обе они по-особенному ценны и широко пользуются историками краеведами. Но как показали открытые позднее документы, было много ошибочного». 

Продолжая далее, Лев Иванович говорил, что по мере изучения неизвестного ранее материала  у автора сформировался  новый взгляд на историю Вязников,  который воссоздает  историю города периода 1609-1917г. Подводя итоги своей работы, А.Д. Тельчаров говорил: «Возможно что дальнейшее  выявление документальных  источников приведет к новой корректировке имеющихся на сегодняшний день взглядов  на историю города.»

Обратимся к краеведу Льву Ивановичу  Аносову. Его интересы лежали в области вязниковской истории 17-го века. Участвуя в ежегодных краеведческих чтениях, проводимых историческим музеем, он постоянно сокрушался, что этот период вязниковской истории краеведами весьма мало изучен. Терзаясь раздумьями, он обращается в Российский Государственный архив древних исторических актов с просьбой прояснить хотя бы частично этот период. После долгого ожидания из РГАДА пришло письмо, содержащее два документа, касающихся истории Вязниковской слободки периода 1629;1645г.г. Написаны они были скорописью. Все попытки Л.И. Аносова перевести тексты на современный язык окончились неудачей, и только осенью 2021года был сделан их перевод.

 Содержание этих двух документов по-новому проливает свет на многие стороны вязниковской истории. Один из них вновь возвращает нас к Мстиславским, жизнь которых некогда была связана с историей Вязниковской земли. Речь в нем идет о последней супруге Федора Ивановича Мстиславского Домне Михайловне. 

Напомню, князь Фёдор Иванович Мстиславский — последний представитель знатнейшего русского рода Мстиславских конюший, боярин, глава Семибоярщины, председатель Земского собора 1613 года, умер в (16, 19) февраля 1622г.   в возрасте 72 лет, погребен 20 февраля под папертью Симонова монастыря. Княгиня Домна Михайловна Мстиславская (Темкина–Ростовская) - третья жена Ф.И. Мстиславского. Родилась предположительно в 1589-1590г, в браке с Федором Ивановичем не ранее 1607г. (1610), Годунов всячески противился женитьбе Федора Ивановича. После его смерти, как говорят современники, Федору Ивановичу «бес ударил в ребро», и он женился на молоденькой. В Дворцовых разрядах она именуется Ириной Михайловной. В надписи на пелене «Богоматерь Одигитрия», которую княгиня по обету вкладывает в 1630 г. в московский Вознесенский монастырь, она показана как « боярина князя Ѳедора Ивановича Мстиславского  княгиня Домника Михаиловна»,»на надгробной плите ее стоит имя Доминика . После смерти супруга княгиня приняла схиму под именем Ирины. Умерла она 7.07. 1630 года в возрасте 40 лет, похоронена в Симоновом монастыре. 

Особый интерес в документе вызывает так называемая «Отдельная книга» на вотчину князя Федора Ивановича Мстиславского княгине Ирине Михайловне». По обычаю, согласно «Русской правды», бездетная вдова получала часть из наследства мужа на «кормление до своего живота (смерти)». Уже при Иване IV из поместий умершего мужа бездетной вдове предоставлялась четверть движимости из его наследства. Документ РГАДА подтверждает это. Считается, что Федор Иванович получил Минино от Михаила Романова, но скорее всего от Василия Шуйского. «В 1609 году царь Василий Шуйский пожаловал боярину Ф.И. Мстиславскому в Володимерском уезде в Ерополческой волости Вязниковскую слободку да село Минино «за Московское осадное сидение»,».(Тельчаров А.Д. «Вязниковская слобода» М.,1999.),   Михаил  Романов указом от  1615/16 годов: "О сохранении дач царя Василия Шуйского и бояр на поместья и вотчины». подтвердил это.

Что же отделил Михаил Федорович Романов своим Наказом княгине И.М. Мстиславской? (Стилистика и орфография документа сохранена).

 

Наказ  великого князя Михаила Федоровича Романова

 

Страница 946. Лета 7138 года сентября в 30 день по государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всеа русии наказу. Он Ондреи Федорович Резанов  да подьячеи Иван Жеребцов сын по книгам писма своего и роздела отделили в Володимерском уезде Ерополченскои волости у боярина князя Федора Ивановича Мстиславскгого княгине Ирине Михаиловне в вотчину село Минино на речке на Волчне  а в нем церковь собор архистратига Михаила да предел Бориса и Глеба Древяна клетцки а в церкви образы и книги и сосуды церковные и колокола на колокольнице и всякое церковное строение мирское, дом церковь живоначальнои троицы древяна клетцки ж поставлена новостроем мирское ж да в селе ж на церковной земле во дворе поп Гаврило Иванов во дворе поп Илья Иванов во дворе пономарь Анкудинко Онофреев ...,  да в селе ж двор вотчиницы, книги и ризы мстиславские а в нем дворник Еровеико Федоров»..»

 

Далее перечисляются: деревни Пестрекалово, Тат(ь)янино, Петрино.деревня Олтушево на Клязьме, Ефимково, Головино тож, Данилово, Каширка, Лушки, Суетино, Селищи, Свестихино, Балымотово-Борисовка тож.  Называются пашни, покосы и где они находятся. Заканчивается документ следующими словами: И всего в селе Минине з деревнями 193 двора крестьянских людей в них 333 человека 14 дворов бобыльских людей в них 26 человек обоево крестьянских и бобыльских 207 дворов людей в них 359 человек. Всего документ содержит 26 страниц. В тексте Наказа есть интересные места. Отметим некоторые из них:

 

- составлен он 30 сентября 7138 года от сотворения мира или 1630г. после Р.Х. На надгробной плите Ирины Михайловны стоит дата: 7.июля 1630 год. Внимательный читатель сразу обратит внимание на расхождение в датах Наказа и даты смерти княгини Ирины Михайловны. Что же получается, умерла 7 июля 1630 года, а Наказ царь Михаил Федорович подписал в 30 сентября? Ошибка? Не мог царь ошибиться, тем более что лично знал княгиню. Ошибки нет. Есть небольшой нюанс, о котором не все знают. В те времена летоисчисление показывалось не так, как у нас теперь от Рождества Христова, а целиком – от Сотворения мира, последнее же исчислялось до Рождества Христова в 5508 лет. Новый год шел с первого сентября. В 1700г. Петр Великий повелел новый год считать с первого января, как ведется у нас и доныне. Таким образом, чтобы переложить годы от Сотворения мира на наше летосчисление, нужно от прежнего порядка лет вычесть 5508, а если документ относится к одному из четырех месяцев: сентябрь - декабрь, то вычитают 5509 лет. « Лета  7138 сентября в 30 день»  - было 30 сентября  1629 года. Как видим, никакой ошибки нет.

Еще один момент из Наказа

 (951 страница) «за рекою за Клязмою князь михайловские покосы Темрюковича Черкаского на пожне Полустово?(неразвбрчиво,) Трестяная тож. Что говорит о том, что эта местность принадлежала до мая 1571 года   воеводе  и опричнику  царя  Ивана IV Грозного, князю Михаилу Темрюковичу  Черкасскому  (брату  царицы Марии Темрюковны  Черкасской),  получившего от царя  в награду громадные земельные угодья — вотчины по рекам Оке и Клязьме. По ложному доносу (якобы за измену) Черкасский был 16 (23) мая 1571 года казнен. По одной из версий посажен на кол. Царь на расправу был скор и крут. А земли, принадлежащие князю отошли в Дворцовый приказ.

Второй документ РГАДА содержит выдержки из переписных книг дворцовых владений Владимирского уезда 1645 года с перечислением населенных пунктов, пашен, покосов, сводные итоги по населенности села Минина , деревень и вязниковской слободки.

 

страницы 453-454: « Слободка Вязниковская  а в неи беспашенных жилецких людей:  не будем перечмслять их всех, назовем несколько знакомых нам и  ныне фамилий: во дворе Андрюшка Фат(ь)янов сын Шилов з детми с Миткою да с Фочкою.во дворе Ганка Савельев сын Кубасов з детми с Федкою да с Мишкою да з зятем Куземкою Семеновым у Куземки сын Фадеико живут в розделе и государево тягло платят. Порознь во дворе Никитка Харитонов сын Кубасов з детми с Власком да з Гришкою да у него ж захребетник Федка Харитонов сын Кубасов з детми с Нестерком да с Ларкою…

И всего в Вязниковской слободке 264 двора жилетцких людей, а в них 695 человек 13 дворов нищих бобылей людей в них 22 человека обоево крестьянских и бобыльских 277 дворов людей в них 717 человек да шесть дворов вдов бездетных».

Из сказанного  выше, видно, что  земли в годы правления царей Ивана Грозного, Василия Шуйского, Михаила Романова и принадлежащие в разное время  опричнику  царя  Ивана Грозного, князю Михаилу Темрюковичу  Черкасскому,  князю Ф.И. Мстиславскому, Ирине (Доминике) Михайловне Мстиславской выдавались им в удел из земель Приказа Большого Дворца. А после смерти их владельца возвращались обратно. Что и произошло

в 1630 г., когда село Минино, Вязниковская слободка и другие владения Ф.И. Мстиславского в Ярополческой волости вновь вернулись в Приказ Большого дворца. То есть они никогда не были родовыми вотчинными землями бояр Кошкиных-Романовых. Документ РГАДА на книге автора В.А. Кошкина-Вязниковцева, в которой он утверждает, что  «Вязники, древний Ярополч, родовая вотчина бояр Кошкиных, дедина Российского императорского дома» ставит  жирный крест!

Интересна динамика роста села Минино с деревнями и Вязниковской слободки:

- село Минино в 1629г. насчитывает 207 дворов с населением 359 человек, а в 1643г. 239 дворов с населением 233ч.

-Вязниковская слободка в 1645г.состоит из 277 дворов с населением 717 человек. По данным А.А.Тица «К середине XVII в. в Вязниковской слободе насчитывалось 337 дворов с мужским населением, равным 850 душам». Из чего видно, что Вязниковская слободка начинает занимать главенствующее положение. В 1657 году по указу царя Алексея Михайловича в Вязниковской слободе на Мининой горе «был сделан земляной город с каменными башнями по углам, а по валу дубовые стены. В 1703 г. Ерополч был уничтожен пожаром, после которого так и не смог оправиться.

 Документ содержат сведения о храмах, имеющихся в селе Минино и Вязниковской слободке: соборе Архистратига Михаила с приделами Бориса и Глеба, церкви  Живоначальной Троицы, церкви Вязниковской слободки Покрова Пресвятой Богородицы. О Введенской церкви или Введенском женском монастыре в документе ни слова, ни слова о создательницах Введенского монастыря. Однако, эти сведения в сочетание с другими известными нам документами позволяет ответить на вопросы о том, что представляли собой эти храмы, когда и кем были созданы Введенский храм и вязниковский Введенский женский монастырь. Это отдельная тема. А главное он подтверждает насколько дальновиден и прав был А.Д. Тельчаров, говоря:  «Возможно что дальнейшее выявление документальных источников приведет к новой корректировке имеющихся на сегодняшний день взглядов на историю города».

 

Юрий Васищев ноябрь 2021г.

 

Используемые материалы:

Документы РГАДА: страница 94; страницы 453-454

Тельчаров А.Д. «Вязниковская слобода» М.,1999.

Священник А. Вознесенский. «Владимирские епархиальные ведомости № 19 1894г

В. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии»

Тиц А.А. По окраинным землям Владимирским.

Половцов. Большая биографическая энциклопедия

«Дворцовые разря­ды,. СПб., 1850. Т. I. С. 789;

«Московский некрополь Мстиславских. Симонов монастырь»

 

Яндекс.Метрика

Оставляйте свои комментарии и пожелания Автору: