К 100 летию революций 1917 года в России
Февральская буржуазно-демократическая
революция
В начале XX века в России свершились три революции. События, произошедшие в период с января 1905 по июнь 1907 года, носят название Первая Русская революция. Началом массовых выступлений под политическими лозунгами послужило «Кровавое воскресенье» — расстрел шествия рабочих в Санкт-Петербурге 9 (22) января 1905 года. Две последующие революции (Февральская буржуазно демократическая и Октябрьская социалистическая революции 1917 года) оказали огромное влияние не только на Россию, но и на ход всей мировой истории.
Основоположником революционного движения в России была Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП), основанная в 1898 году в Минске. 1917 год стал переломным для нашей страны. Резкое недовольство либерально-буржуазных кругов единоличной политикой царя, революционное брожение, всеобщее недовольство войной привели к тому, что
23 февраля 1917 года стало началом февральской революции, начавшейся как стихийный порыв народных масс. Основная цель -свержение самодержавия, установление республики. Как итог - отречение царя Николая 2 от престола и возникновение в России двоевластия: с одной стороны, Временное правительство – орган диктатуры буржуазии, с другой стороны, Совет рабочих и солдатских депутатов - орган народной власти. Одним из последствий февральской революции стала октябрьская революция под лозунгом «Вся власть советам!». Обе революции ознаменовали кардинальные перемены в государственном устройстве России: февральская - свержение самодержавия, октябрьская - установление совершенно новой формы правления-советской власти.
Февральская революция 1917 г. является одним из важнейших этапов в отечественной политической истории. Оценка этого исторического явления оказалась в значительной степени в плену у идеологических установок современников и их потомков. Очень многое в ней представляется спорным и непонятым до сих пор.
Спустя 100 лет с тех далеких дней для нас будет весьма интересно узнать, как эти события происходили в Вязниках. Сделаем это, основываясь на воспоминаниях двух вязниковцев, оставивших в вязниковской истории более-менее видные следы. Один из них, как было принято в те времена говорить, представитель эксплуататоров, Сергей Иванович Сеньков– владелец крупнейшей льноткацкой мануфактуры «Товарищество С.И. Сенькова»,
второй - Григорий Михайлович Полежаев, профессиональный революционер, член РСДРП с 1904 года, председатель Вязниковской меньшевистской организации РСДРП.
С.И.Сеньков -вязниковский успешный фабрикант, широко образованный: окончил высшее коммерческое
учебное заведение в Москве, он знал несколько языков (свободно владел
французским, говорил на немецком), понимал толк в русской литературе и искусстве,
не был чужд идеям меценатства и
общественного блага, юность не обошлась без влияния народнических идей. После февральской
революции, падения монархии, октябрьского переворота и в дальнейшем С.И Сеньков становится
свидетелем принудительной национализации, террора и гражданской войны. Трезво
оценивая ситуацию, проявив удивительное чутье, он сумеет избежать неминуемой репрессии.
Утвердившись в окончательном решении об опасности пребывания в Советской
России, он в 1924 г. легально выезжает в Германию, затем в Италию «по состоянию
здоровья». Ему пришлось пожертвовать многим – состоянием, семьей, Родиной. Однако
от советского гражданства Сеньков не отказывается. Живя в Италии, размышляя над
переменами в России, критически их оценивая,
он пытается понять причины сползания России в революционную пучину и
произошедшие перемены. Свои размышления Сергей Иванович записывает на
страничках дневника. Читая их, можно видеть, что с его страниц встает образ внимательного
очевидца, с горечью наблюдавшего разрушение прежнего русского уклада новой властью.
… «Писать раньше не представлялось возможным. Начавшийся с октября террор и
связанные с ним всяческие насилия лишали возможности писать что-либо…В
моих воспоминаниях о жизни в России я остановился на начале революционного
движения в 1917 году.
Весь 1917 год и
половину 1918 года я проживал в Вязниках. Результаты победы большевиков в
Петербурге и Москве в октябре 1917 года медленно ползли в провинцию. Прошла вся
зима 1918 года и до наступления весны существенных перемен в Вязниковской жизни
не замечалось. Всем казалось, что это все кратковременно. Брали для сравнения французские революции, и
по ним строили догадки, забывая при этом, что у нас не было в наличности той
силы, которая помогла французам прекратить тот произвол, который всегда
является спутником революционного движения».
С.И. Сеньков отмечает особенность революции, говоря о успешной деятельности в ней еврейства.
«Все поддается объяснению в русской революции, исключая того, что во
главе революционного движения стали евреи. Они явились главными вождями и стали
затем во главе революционного правительства в России. Рабочие и солдаты были
той надежной массой, которой воспользовались вожаки революции. и за ними пошли
рабочие и солдаты, а за тем и крестьяне» …
Он выражает при этом удивление, каким образом они смогли увлечь за собой рабочих и солдат, а позднее и крестьян.
… «Так тянулось в
Вязниках время до весны 1918года. Рабочие начали предъявлять уже большие
требования. Появились агитаторы – евреи.
Следует сказать,
что с начала революции еще до большевистского переворота, существовали в
провинции исполнительные комитеты.
В Вязниках где рабочие на фабриках составляли если не большинство
городского населения… И так как доверие к хозяевам у них еще не было утрачено,
то первыми были выбраны я, Демидов А. В. и конторщик нашей фабрики Березин.
Таким образом, я оказался по большинству голосов Председателем этого учреждения»
…
«Но революция не ждала. Оставленные на местах по распоряжению
временного правительства головы и председатели продержались недолго.
Городскою главою
вместо Елизарова В.В., просидевшего на этом месте 40 лет, был избран Глотов
эсер, недавно вернувшийся по амнистии из Сибири.
Этот Глотов,
человек очень смирный, служивший в конторе товарищества С.И. Сенькова,
совершенно был непригоден на такую должность, да еще в революционное время, но
у партии, представляющей в Городской думе большинство не нашлось более
пригодного.
Председателем в собрании Думы был избран Вилков. Вилков бывший учитель
в сельской начальной школе, также был неопытным в ведении городских собраний,
поступая большей частью не так, как полагалось по декретам временного
правительства, но под диктовку эсеров.
Заседания городской
Думы были курьезны, Доминирующей партией были эсдеки. Руководство гласными,
принадлежащими к этой партии большей частью рабочими местных фабрик,
принадлежало члену новой управы Калачевой. Чтобы партийцы по неопытности и
безграмотству не напроказили при разрешении какого-либо вопроса, Калачева
обыкновенно поступала таким порядком: как только ставился председателем какой-либо
вопрос на разрешение гласных, Калачёва просила председателя сделать перерыв и
уводила за собой товарищей по партии в отдельную комнату, где делала им
предложение поступать с разрешением поставленного вопроса известным порядком,
которому партийцы уже подчинялись.
Трудно сказать,
каких результатов дождался бы город от нового самоуправления- лучших или худших
против дореволюционного времени, если бы пришедшие очень скоро на смену
большевики не прекратили бы работы гласных» …
«С наступлением
весны 1918 года положение изменилось. Когда в Москве после большевицкого восстания власть
перешла к ним, провинция жила еще по-прежнему. Большевицкая власть туда еще не
докатилась, хотя уже чувствовалась наступающая перемена. Всего больше этого
сказывалось в настроении рабочих, которых новая столичная власть осведомила о
своей программе. Фабрики рабочим, землю крестьянам! Двух этих обещаний достаточно,
чтобы те и другие признали эту власть»…
«..Летом 1918 года,
после покушения на Ленина, когда повсюду начали брать заложников из бывшей
буржуазии, не желая подвергнуться такой же участи, я поспешил из Вязников
уехать в Москву. Уехал я совсем легально, заручившись командировкою от
фабричного комитета нашего национализированного товарищества, в котором все еще
состоял директором» …
«Летом 1920 года я поехал в Нижний Новгород и поступил на службу в
Нижегородское отделение Главрыбы разъездным агентом. Это давало мне возможность
повидать мою семью, которая во время революции проживала в Вязниках в моем
доме, не подвергаясь еще изгнанию, которое совершилось позднее. Семью я не
видал два года; она проживала внизу моего дома в Ярополче, так как верх был уже
занят рисовальной школой, повсюду чувствовалось запустение. Сад около дома был
в беспорядке-деревья плодовые были обглоданы козами и погибли. В доме грязь,
поломанные уборные. Обычная картина национализированных домов».
В 1924 году Сергей Иванович уезжает в Италию. Его дети
уже были взрослыми, и он уехал без них вместе со своей третьей женой, Анной
Филипповной. Позднее дочери Лидия и Людмила приедут к нему.
Прибыв в Милан, через некоторое время он перебирается в Сан-Ремо, но вскоре по желанию жены переезжает
в Рапалло. В Сан-Ремо находилась русская церковь, которую он посещал и где
встречал своих соотечественников.
«Я знаю моих соотечественников. только по коротким встречам… От них я
не слышу жалоб, и если по временам во время церковной службы в русской церкви
или где-либо в русском ресторане при звуках старой песни вижу слезы моего
соотечественника, то знаю это не из-за сожаления над личной утратой, а из-за
воспоминаний и тоски по Родине…. Я не
хотел бы знакомиться с ними, потому что я боюсь растревожить старые раны моего
сердца, раны трудно заживаемой тоски по Родине» …
В Италии С.И. Сеньков проживет десять лет. Последние годы
Сергей Иванович провел в одиночестве. Его супруга ушла к другому. В записях все
чаще звучит ностальгическая нотка, воспоминания о России, Москве.
«Я
вспомнил какое впечатление произвела на меня Москва, когда я увидел ее,
подъезжая шоссейной дорогой в летнее утро. Такой картины забыть нельзя. Златые
главы храмов блистали на солнце, дома не теснились, между ними пестрели сады. Смотря на эту картину, вспоминаешь строфы из
«Евгения Онегина»:
«Как
часто в горестной разлуке,
В
моей блуждающей судьбе,
Москва,
я думал о тебе»!
Последняя запись в дневнике датирована июнем 1933 года.
В 1934 году Вязниковский фабрикант скончался. До последних дней своей жизни Сергей Иванович
оставался гражданином РСФСР. В последних его записях звучит вопрос, волновавший его все эти годы.
«Чем же кончится наш век-
Радостью ль кручиной
Знать не может человек,
Знает Бог единый!»
Он и предположить
не мог, что спустя век Россия вновь вернется на капиталистический путь. Пророчество
Екклезиаста по отношению к России сбылось: «Все
возвращается на круги своя».
Ю. Васищев
Вязники июнь 2017 г.
(на фото С.И.Сеньков)