Скакал ли Дмитрий Пожарский на белом коне через Ярополч?
Читая материалы, связанные с историей
города Ярополча, написанные известными историками и местными краеведами, иногда
диву даешься. О чем только не написано: о ярополчанах на поле Куликовом, о
следах пушкинской коляски, о месте, где происходило действие его повести
«Метель», о третьем рождении Ярополча и многое другое. Отношение читателей к
этому, как правило,доверительное. И лишь недавно стали раздаваться голоса,
вносящие явный диссонанс в звучание согласного хора:а было ли такое на самом
деле? А что если все было не так?
Вот
вам один такой образчик.
«В один из дней грозового 1612 года
через тихий городок на Клязьме проскакал воинский отряд, - это князь Дмитрий
Пожарский, «упрошенный миром», спешил, повинуясь долгу, в Нижний Новгород. А
через некоторое время, по свидетельству ярополченского протоиерея К. А.
Веселовского, народное ополчение, двигаясь освобождать Москву, расположилось на
кратковременный отдых на Ярополчьей горе. С тех пор якобы и гора, и селение,
где останавливался Минин, получили его имя. Встречается название и «Минина
гора». И далее автор продолжает. «Село Минино, как и город Ярополч вместе с
прилегающими селениями, было щедро пожаловано- Михаилом Романовым боярину
Федору Ивановичу Мстиславскому. Новопожалованная вотчина находилась во владении
князей Мстиславских до середины XVII века, а затем перешла в ведение Дворцового
приказа. Это время второго рождения города Ярополча, короткий период его
возвышения, вызванного строительством в 1657 году по царскому указу городских
укреплений. Государь Алексей Михайлович повелел воеводе Субботе Семеновичу
Чаадаеву соорудить на Мининой горе земляной город с каменными башнями на
изломах стен». Это пишет А.А.Тиц.в своей книге «По окраинным землям Владимирским» 1964г.
И
вот уже вторят ему другие краеведы, добавляя новое:
«Ярополч не
остался в стороне от народного движения за освобождение отчизны. Посадский
человек Козьма Минин сумел зажечь сердца русских людей. Ходоки с его
воззванием, страстно призывавшим не пожалеть «животов своих» за Родину,
приходили для сбора средств и в Ярополч».
«Через Ярополч из Суздаля в Нижний
Новгород в октябре 1611 года проскакал на белом конево главе своего отряда
князь Дмитрий Пожарский. Часть ярополчан влилась в этот отряд, вступив затем и
в ряды народного ополчения».
Не уступают и ивановские краеведы: «Нижегородские
послы ехали в Мугреево по старинному тракту: Балахна, Пурех, Пестяки, Нижний Ландех».
Ехали они почему-то в противоположном направлении. Как говорится, князь туда, а
послы сюда. Где же истина?
Рассмотрим
вкратце возникновение первого и второго ополчения.
Смутное
время.Здесь следует отметить, что наиболее стойко в это трудное для России
время держались лишь Троице-Сергиев
монастырь
под руководством архимандрита Дионисия и Нижний Новгород под руководством
воевод князя Репнина
и Алябьева
А.И.. Именно в Нижнем Новгороде первыми во весь голос заговорили о
сопротивлении иноземцам
В
январе 1611 года, утвердившись крестным целованием с балахонцами (жителями
города Балахны), они разослали призывные грамоты в города Рязань, Кострому, Вологду, Галич
и другие, прося прислать в Нижний Новгород ратников, чтобы
«стати заверу и за Московское
государствоза
один». Воззвания нижегородцев имели успех. Откликнулось много городов.Был ещё
жив непримиримый к врагам патриарх Гермоген, заключённый поляками в темницу Чудова монастыря. С июля 1611 года архимандрит
Дионисий начинает рассылать грамоты в разные города России, чтобы возбудить
ненависть в сердцах граждан к иноземным захватчикам. 25 августа 1611 года в
Нижнем Новгороде была получена грамота от патриарха Гермогена, в которойон призывает
нижегородцев стоять за святое дело, за православную веру. Одновременно с
нижегородцами собиралось ополчение и в Рязани под
руководством рязанского воеводы Прокопия Ляпунова. Князь Пожарский, в то время Зарайский воевода, не признав решения московских
бояр призвать на российский трон королевича Владислава,со своими
ратными людьми примкнул к его отряду.
Первое нижегородское ополчение под
руководством нижегородского воеводы князя Репнина
выступило на Москву в феврале 1611
года численностью около 1200 человек. Под Москву нижегородское
ополчение пришло в середине марта. Несколько ранее к Москве подошли отряды
ополченцев из Рязани и Владимира.
Скорее
всего отряд ополченцев из Вязников присоединился к владимирскому, так как
Вязники в то время входили во Владимирский уезд.
Ополченцы поспешили на помощь москвичам. Д. М. Пожарский встретил врагов на Сретенке, отразил их и прогнал в Китай-город. На следующий день, в среду, поляки опять напали на Пожарского, устроившего опорный пункт около своего подворья на Лубянке. Пожарский бился с поляками целый день, был тяжело ранен и вывезен из Москвы соратниками в Троице-Сергиев монастырь. Позднее он перебрался в свою родовую вотчину в Мугреево. Но с обострением обстановки, нашествием Литвы и поляков на Суздаль, (у Пожарского поляками была отобрана вотчинаНижний Ландех неподалеку от Мугреева), князь Д. Пожарский был перевезен в родовое имение Юрино Нижегородского уезда. Там он продолжил своё лечение.
В
сентябре 1611 года нижегородский земский староста Козьма Минин призвал к
формированию нового ополчения для освобождения Москвы. При выборе военачальника
ополчения нижегородцы остановились на кандидатуре князя Д. М. Пожарского и
послали к нему в село Юрино делегацию в главе с наместником Вознесенского
Печерского монастыря архимандритом Феодосием.Князь ещё
не оправился от тяжёлого ранения весной 1611 г. в голову и ногу. Ранение в
голову привело к тому, что воевода заболел «че
рным недугом» (эпилепсией). Трудно заживала и рана на
ноге –хромота осталась на всю жизнь.
Вот
как сообщает об этом Новый летописец.
«Един же от них
нижегородец Козма Минин, рекомый Сухорук, возопи во все люди: "будет нам
похотеть помочи Московскому государству, ино нам не пожелети животов своих; и
дворы свои продавать и жены и дети закладывать и бити челом, хто бы вступился
за истинную православную веру и был бы у нас начальником". Нижегородцем же
всем ево слово любо бысть, и здумашапослатибити челом к столнику ко князю Дмитрею Михайловичу
ПожарскомуПечерсково
монастыря архимарита Феодосия, да изо всех чинов всяких лутчих людей. Князю же Дмитрею Михайловичу в то время
бывшу у себя в вотчине, лежащу от ран, от Нижнева 120 поприщ, архимарит же
и все нижегородцы привдоша ко князю Дмитрею Михайловичу и биша ему челом со
слезами, чтобы к ним ехал в Нижней Нов город и стал бы за православную
християнскую веру и помочь бы учинил Московскому государству. Князь Дмитрей же
их совету рад бысть и хотяшеехати в тот час. Нижегородцы же его встретиша и
прияша с великою честию».
В
Нижний Новгород Пожарский прибыл 28 октября 1611 года.
В
январе 1612 г. Пожарский объявил, что нижегородская рать пойдет на выручку
Суздалю, осажденному польскими отрядами. Об этом узнали в подмосковном казачьем лагере. Реакция
последовала незамедлительно. На Суздаль были срочно брошены казачьи отряды
атаманов Андрея и Ивана Просовецких. Польские войска отошли без боя, и Суздаль
был занят казаками. Таким образом, прямой путь Пожарскому к Москве был закрыт.
Конечно, ополчение без труда могло выбить казаков из Суздаля, но начинать войну
с первым ополчением было нецелесообразно в военном, а главное в политическом
отношении, поэтому Пожарский решил двинуть рать по Волге.
Надо
отметить, что в Суздале Пожарский был, но это было в начале апреля 1612г., и
был это родственник Д. Пожарского Роман
Петрович Пожарский, который по поручению князя подошел к Суздалю и выбил из
него казаков атамана Просовецкого.
Второе
народное ополчение выступило из Нижнего Новгорода в конце февраля — начале
марта 1612 года. Его путь пролегал вдоль правого берега Волги через Балахну, Тимонькино,
Сицкое, Катунки, Пучеж, Юрьевец, Решму, Кинешму, Плёс, Кострому, Ярославль и Ростов Великий.
В
Ярославль ополчение пришло в конце марта — начале апреля 1612 года.
28
июля 1612 года второе народное ополчение выступило из Ярославля в Москву. 14
августа 1612 года оно уже было у стен Троице-Сергиевого монастыря, а 20 августа
подошло к Москве. 21—24 августа состоялось ожесточённое
сражение
ополченцев с поляками и войсками литовского гетмана Ходкевича. К вечеру 24
августа поляки и войска Ходкевича были наголову разбиты. Но ещё два месяца
продолжалась борьба ополченцев с засевшими в Москве поляками. Наконец, 22
октября (1 ноября по новому стилю) поляков выгнали из Китай-города. Таковы
обстоятельства того времени.
Невольно возникает вопрос к А.А. Тицу: «Откуда скакал князь Дмитрий
Пожарский в
один из дней грозового 1612 года,«повинуясь долгу», через Ярополч
(Вязники) в Нижний Новгород для того, чтобы возглавить ополчение? Из родовой
вотчины Мугреево? Но мы уже знаем, что, получив тяжелое ранение, он был вывезен
сначала в Троице- Сергиев монастырь, затем в Мугреево, а из него в родовое
имение Юрино Нижегородского уезда, где продолжал свое лечение и находился там
до октября 1611г., куда к нему прибыло посольство нижегородцев во главе с
архимандритом Феодосием. И«Новый летописец» подтверждает это.
Есть вопрос и к директору Мытского краеведческого музе Елене Сергеевне
Локтевой.По ее данным нижегородские
послы ехали в Мугреево по старинному
тракту: Балахна, Пурех, Пестяки, Нижний Ландех.Зачем они туда поперлись,
если Д.Пожарский находился в Юрино?
Еще один вопрос, теперь уже к вязниковским краеведам. Каким образом князь
Д. Пожарский из Суздаля через Ярополч во главе своего отряда, да еще на белом
коне проскакал в Нижний Новгород? Как он оказался в Суздале? Скорее всего,
князь Дмитрий Пожарский на белом коне въехал в Москву, когда были разбиты
поляки.
Мы видим явное несоответствие сказанного действительности,в ряде работ присутствуют примеры искажения, имевших место реальных
исторических фактов, различные ошибки и домыслы. Прежде всего, их наличие
связано с тем, что основой написания данных работ послужил не анализ
первоисточников, а компилятивный пересказ классиков краеведения.
По этому поводу очень метко высказался Лев Иванович Аносов:
«В этих высказываниях ярко просвечивает желание возвеличить нашу довязниковскую
историю с городом Ярополчем 12 и 17 веков,но мне кажется не следует исторические
фактыподгонять под свои желания. На самом деле все было намного прозаичнее.»
И ему можно поверить.
Юрий Васищев. Вязники октябрь 2015г.