О гибели города Ярополча Залесского
Памяти Доната Андреевича Обидина посвящается.
«Когда же погиб древний город? Кто разрушил наш Ярополч?» Эти вопросы задает и мучительно ищет на них ответы Донат Андреевич Обидин в своей статье, опубликованной в «Маяке» 25 августа 1998года. Вот несколько выдержек из статьи: «Города рождаются, живут, иногда погибают. Это происходит тогда, когда город уничтожается полностью. Хиросима не погибла, хотя и пострадала значительно. Люди вернулись на «проклятое» место и продолжали в нем жить. Этого не случилось с нашим Ярополчем. В разоренный город не вернулись (подчеркнем это), вернее, вернулись ненадолго и затем покинули его. Почему? И то место, где стоял древний город, назвали Пировым. Много версий о его происхождении: и сожжённое, и проклятое, и «могила старца». Умалчивает история и время его исчезновения. Всё решили списать на татаро- монгольское нашествие, забывая порой, что урон мог быть нанесен и братьями соперниками. Кто разорил наш Ярополч? Когда? Есть запись в летописи о сожжении Гороховца. Есть фраза: «и города по Клязьме пожгли». Ярополч не упомянут. Почему»?
М.Седовой при раскопках на месте погибшего Ярополча, были обнаружены следы пожара, останки погибших людей, наконечники монгольских стрел. Изучив все это, она пришла к выводу, что город был захвачен и разрушен монголо -татарами в 1239 году во время следования их на мордовские земли, Муром и Гороховец.
Доктор исторических наук В.А. Кучкин, ознакомившись с исследованиями М.Седовой, определил, что наличие следов пожара имеется только в 10 жилищах из 37 обследованных, обнаружено только два убитых человека, из 72 наконечников стрел, только пять монгольских. Это, по его мнению, делает вывод М.Седовой о захвате города монголо-татарами. весьма сомнительным. Он высказывает предположение, что город был сожжен не татарами. Запомним это.
Оставим в стороне вопрос о том, кто и когда построил Ярополч.
Вернемся к вопросам поставленным Донатом Андреевичем. Он четко определил их. Кто, когда разрушил город? По какой причине произошло это? Почему выжившие люди ушли и стали жить в другом месте? Почему нигде не упомянут факт его исчезновения?
Он, как и В.А. Кучкин, делает предположение: «уж не подвергся ли город нападению «своих», т.е. дружин враждующих русских княжеств? В те времена многие русские князья привлекали татарские отряды в свои дружины. «Не было ли подобного и при штурме нашего Ярополча, если конечно штурм был»? Обратим внимание и на эту фразу.
Ответы на все вопросы, поставленные Донатом Андреевичем, есть, и лежат они на поверхности, только искать их надо было в других временных рамках.
Многие наши краеведы видели их, использовали в своих исследованиях как доказательство, но оставили без внимания. Всё их внимание было направлено на начало тринадцатого века, Батыево нашествие, и это уводило их от главного, а был ли разрушен Ярополч в это время. Почему летопись молчит о Ярополче? Стародуб есть, Гороховец есть, Ярополча нет. Так может он в это время не был разрушен? Подтверждение этому есть. И дает его человек достойный, верить которому можно, и подтверждает он его историческим документом, сохранившимся до нашего времени и хорошо известного нам.
Это ни что иное как договор великого князя Василия Дмитриевича с Владимиром Андреевичем Серпуховским 1389года, где он дает обязательство последнему дать «Медуши и Ярополч во Ржево вместо». Не волость Ярополческую, а именно Ярополч! Яснее ясного в 1389 году Ярополч существовал! То есть, не был он сожжен монголо-татарами в 1239 году. Вот отсюда и нет его в списке городов, сожжённых татарами.
Причину же гибели Ярополча и время мы находим у С.М. Соловьева (кн.2, том 4). В ней он описывает княжение Василия Дмитриевича (1389-1425). Кратко перечислю основные вехи.
Присоединение к Москве княжества Нижегородского. Столкновение его с дядей В.А. Донским. Отношение к Новгороду Великому. Ссора Новгорода со Псковом. Усобицы между тверскими князьями. Нашествие Эдигея на Москву. Взятие Смоленска Витовтом и его намерение овладеть Новгородом. Столкновение на Угре и мир. Борьба Новгорода со шведами. Смерть Василия Дмитриевича. Весьма неспокойное время. И главное на стр.376.
«Когда войны стихли на всех концах Северо-Восточной Руси, тогда явилось бедствие физическое, начал свирепствовать странный мор. В это время умер великий князь Московский Василий Дмитриевич, 1425 года 27 февраля, после тридцати шестилетнего правления». Черный мор-чума проникла в Европу вместе с монгольскими войсками и караванами купцов в середине четырнадцатого века. Повторилась в 1361году, в 1369г. и еще несколько раз. Распространению ее способствовали внутренние усобицы, установление татаро-монгольского ига. Заболевший, как правило, умирал в течение двух суток, случаи выздоровления от черной смерти были единичны. В сжатых со всех сторон крепостными стенами городах, за которыми укрывалось во время осад и население предместий, это было главным условием для возникновения и поддержания болезни.
Хроника распространения чумы
Октябрь-ноябрь 1346 года, Золотая Орда. В 1346 году чума появилась в низовьях Дона и Волги, опустошив столицу золотоордынских ханов Сарай и близлежащие города. Летописный свод 1497 года в записи за 6854 год от сотворения мира (1346 год от рождества Христова) содержит сведения о сильном море.
1352 год, Псков. Согласно Никоновской летописи, «бысть мор во Пскове силен зело и по всей земле Псковской, сице же смерть бысть скоро и быше мертвии всюду». Далее летописи сообщают, что священники не успевали хоронить мёртвых. За ночь к церкви приносили по двадцать-тридцать трупов
1353 год, Москва. Умер от чумы 36-летний великий князь Симеон Гордый. Ещё до своей смерти он похоронил двух малолетних сыновей. В Глухове, согласно летописи, не осталось ни одного выжившего. Болезнь также опустошила Смоленск, Киев, Чернигов, Суздаль и наконец, спустившись к Югу, исчезла в Диком поле.
Для борьбы с эпидемией предлагалось несколько простых средств.
Бежать из заражённой местности и в безопасности дожидаться конца эпидемии. Губительной для чумы была высокая температура. Для этого жгли костры на улицах.
Вот и отгадка на все поставленные вопросы. Причиной гибели Ярополча послужила чума. Такое вполне могло быть. По крайней мере, это выглядит более правдоподобно, нежели другие версии, поскольку города, после разорения монголо-татарами, как правило, восстанавливались вновь. Простой пример- Стародуб Залесский, Гороховец, сожжённые татарами по Клязьме, были восстановлены на том же месте, где и стояли. Даже Козельск, сожжённый татарами после семинедельной осады до тла, был восстановлен на том же месте. В нашем случае, как мы видим, этого не произошло. Следовательно, была какая-то причина, по которой люди не захотели здесь больше жить. Во время эпидемий люди могли сжигать не только свои дома, но и полностью города. Оставшиеся в живых, жители Ярополча, спасаясь от болезни, ушли из него, некоторые из них поселились неподалеку, в Пировых городищах. Часть отошла к западу и построила новый город на горе. Но судьба и на это раз была неблагосклонна к нему, он вновь сгорел, теперь уже дотла, летом 1703года.Выглядит странным и то, что Пировы городищи, находившиеся рядом с Ярополчем, уцелели, и если злые татаровья сожгли Ярополч, то такая судьба неминуемо ожидала и их. Но этого не случилось.
В заключение я хочу отметить, что сделанные
мной построения и выводы достаточно прочны, но с точки зрения историка это
всего лишь гипотеза!
Ю.Васищев. Вязники, март 2015г.